В рамках ежегодного отчета трудовых коллективов отрасли культуры министр Алдар Тамдын ежедневно общается с работниками подведомственных учреждений министерства. 26 января прошла встреча в Тувинском государственном театре кукол.
В начале встречи с докладом об итогах деятельности учреждения за 2017 год выступил директор Театра кукол Саян Монгуш. Год для театра оказался очень плодотворным, а результаты работы превысили запланированные показатели. Так, за год спектакли и выступления театра посмотрели 12351 зрителей, из которых 3126 человек на благотворительной основе. Для сравнения, в 2016 году театр посетили 10107 человек.
В театр – всем родом
Одним из наиболее интересных проектов театра стал «Торел-аймак – театырже!». В театре на Шагаа была представлена новая игровая программа, разработанная вместе с сотрудниками Тувинского института гуманитарных и прикладных социально-экономических исследований. Идея театра состояла в том, чтобы расширить зрительскую аудиторию и найти новые способы общения со своим зрителем, в частности, на празднование Шагаа пригласить родовые сообщества, иначе говоря, устроить большой семейный праздник.
Успех проекта вдохновил коллектив на повторение этой практики в 2018 году, и если в 2016 году показатели театра на период празднования Восточного нового года по лунному календарю собралось чуть многим более 100 зрителей, то уже в следующем, 2017 году этот показатель вырос более чем в 10 раз.
Грантовый подход
За 2017 году Театр кукол отработал в части фандрайзинговой деятельности (дословно с английского: «to raise fund» - аккумулирование и привлечение денежных средств, грантов) весьма продуктивно. Так, на грант Союза театральных деятелей России был поставлен спектакль малой формы «Алышкылар аразынга суг акпас» («Братья-не разлей вода»). Несомненная фишка нового спектакля – его можно представить на любых площадках. Проведенная постановочной группой параллель между цирковой клоунадой и тувинскими национальными играми имеет большой успех у зрителя, и спектакль уже стал одной из наиболее кассовых постановок театра.
Также по федеральной целевой программе «Культура России» с учетом софинансирования из республиканского бюджета Театр кукол поставил спектакль в духе эпико-героической мистерии «Кезер», по мотивам эпоса народов Центральной Азии.
Все выше, и выше, и выше
Многие посчитали бы, что двух грантов для молодого театра будет достаточно, но только не сам его коллектив: при поддержке министерства культуры Республики Тыва и регионального исполкома партии «Единая Россия» Тувинский театр кукол стал участником партийного проекта - «Театры - детям», по которому учреждению были выделены средства на техническое оснащение. Вместе с новыми зрительными местами появились мобильные секционные подиумы для сидений и новое акустическое оборудование - на целых 2 кВт.
Если не вдаваться в технические подробности, можно сказать что это уже профессиональный звук: теперь в зале театра кукол можно проводить не только детские спектакли, но и камерные концерты. И если ранее зал вмещал не больше 70-ти зрителей, то с секционными возвышающимися подиумами стало возможным принять до 100 человек, и передние ряды больше не мешают зрителям, сидящим на задних рядах.
Сезон премьер
В репертуаре театра было представлено более 15 постановок, из них пять премьер. Кроме уже упомянутых «Алышкылар аразынга суг акпас» и «Кезер», в рамках Года экологии театр поставил спектакль «Шепот леса», основная идея которого – формирование любви и бережного отношения к природе, сопереживание чувствам окружающих, развития духовности как формы общественного сознания. Кроме того, театром были поставлены сказка «В яранге горит огонь» по мотивам сказок народов Севера и новогодний утренник «Новогоднее космическое приключение».
Да здравствует синтетика!
На профессиональном языке работников театра под «синтетикой» понимается вид художественного творчества, который представляет собой органическое слияние или относительно свободную комбинацию разных видов искусств, образующих нечто принципиально новое. Это когда во время кукольного представления наших артистов-кукловодов вдруг начинает играть живой актер или наоборот, появляется кукла среди актеров – за счет чего проявляется метаморфическое ощущение игры масштабов, большое становится маленьким, а потом необъяснимо вдруг меняет форму, становится легким лоскутом ткани и начинает парить над сценой. Строго говоря, искусство театра кукол с точки зрения культурологического анализа – это вид синтетического жанра, раздвигающего границы привычного кукольного действа и подтверждением тому – показ спектакля «Бодарал».
Этот показ доказал способность молодой труппы театра работать в любом формате. На сцене Национального музыкально-драматического театра Тувы артисты Театра кукол отыграли драму, которая была на большой сцене более 30-ти лет назад. Показ спектакля пришелся как раз на день рождения автора пьесы – драматурга, заслуженного работник культуры РФ Чылгычы Ондара. Зрительный зал был полон и присутствующие по достоинству оценили игру актерской труппы, которой в полной мере удалось передать драматическую историю, отличную от привычного им репертуара.
Сила пушкинского слога
Оценили творчество Тувинского театра кукол и зарубежные зрители. Впервые Тувинский государственный театр кукол провел международные гастроли – в городе Улаангом (Монголия). В музыкально-драматическом театре «Ойрад» для маленьких монгольских зрителей и их родителей показали спектакль по мотивам сказок Александр Пушкина «Сказка нянюшки о золотом петушке». Вопреки первоначальным прогнозам о малочисленном посещении приезжего спектакля, связанным в том числе с языковым барьером, русскоязычная постановка «Сказки нянюшки о Золотом петушке» прошла при полном аншлаге – пришлось даже дополнительно отыграть еще один спектакль. Зритель начал принимать постановку с первых слов, реакция на игру артистов оказалась весьма живой – такова оказалась сила пушкинского слога.
Творческий экзамен, господа!
Значимой оценкой деятельности Тувинского театра кукол на международном уровне стал успех на III международном фестивале театров кукол «Путь Кочевника». Тувинский государственный театр кукол стал обладателем высшей награды фестиваля в номинации «Лучший спектакль», режиссер-постановщик Айдыс Чадамба спектакль «Белек» («Подарок»). Постановка вызвала множество положительных отзывов у театральных критиков – ранее «Белек» вошел в LONG LIST Национальной театральной премии «Золотая маска».
Театр в подарок
Как и в прежние годы, большую часть своей деятельности театр отводит благотворительным проектам. Это выездные бесплатные показы спектаклей для детей из центров реабилитации, детских домов, домов-интернатов. Во время декабрьской декады инвалидов были приглашены 200 ребятишек, которые посмотрели спектакли «Кезер», «Шепот леса» и «Братья-не разлей вода». Была проведена совместная с членами общественного движения «Чоннун оолдары» акция «Не надобно другого образца, когда в глазах пример отца» с показом философской притчи «Перо черного грифа». Для отдельных категорий граждан (инвалиды и дети-сироты) театром установлены льготы. Также при посещении театра школьными классами дети из семей, находящихся в трудной жизненной ситуации, проходит на представления бесплатно – по списку, который администрации представляют классные руководители.
Кадровый вопрос
Молодой театр прирастает квалифицированными специалистами. Впервые за пять лет работы театра удалось осуществить набор 10-ти студентов из Тувы для учебы в Российском государственном институте сценических искусств (РГИСИ) по специальности «Артист театра кукол». Уникальность этого набора в том, что легендарный Театральный институт на Моховой (основанный в 1779 году) нынешним абитуриентам открыли дорогу их старшие коллеги, ранее в этом же вузе обучалось почти все руководство нынешнего коллектива Театра кукол – в частности, директор Саян Монгуш и главный режиссер Светлана Ондар, режиссер театра Айдыс Чадамба, заведующая литературной частью Виктория Монгуш.
И уже в этом году в коллективе театра будет долгожданное пополнение: начнут работать два квалифицированных художника-технолога (изготовители кукол) – первые в истории специалисты данного профиля, Кежик Саая и Артыш Чинмит, которые некогда работали в театре кукол и в последующем по целевому набору были приняты в Российский институт сценических искусств. И в этом случае прослеживается преемственность поколений: работали с будущими тувинскими художниками-технологами педагоги первого поколения студентов РГИСИ из Тувы.
В 2018 году в Красноярском государственном институте искусств по достигнутой договоренности на целевой основе будет обучаться специалист Театра кукол по направлению «Звукорежиссура».
Электронная касса и прочие новшества
Многие обновления театра в минувшем году коснулись удобства зрителей. Продолжилась практика показов спектаклей по коллективным заявкам в удобное для зрителей время – такой метод работы уже нашел живой отклик у публики. С услугой «Алло, Театр кукол звонит вам!» зрители стали бронировать билеты по телефону. С конца 2017 года заработала электронная касса театра, посредством онлайн-покупки зрители купили более 700 билетов.
Оценка и предложения
Министр Алдар Тамдын отметил, что по итогам 2017 года «Театр кукол отработал хорошо, есть достижения и чувствуется слаженная командная работа», и поставил задачу охватить как можно больше зрителей, достучаться до каждого жителя республики:
«В Кызыле есть люди, которые живут в нашей столице и за это время ни разу не посещали театр, - отметил министр. – В этом я убедился лично, когда общался с людьми на данную тему и этим надо озадачиться сегодня».
Также министр коротко рассказал коллективу о достижениях в отрасли культуры за 2017 год и о перспективах работы на 2018-й. В свою очередь, работник театра задавали вопросы Алдару Тамдыну и делились рабочими проблемами. К примеру, говорили о «гастролерах», приезжающих из-за Саян - так называемых театров, объезжающих дошкольные и школьные учреждения Кызыла. Как отмечали работники Театра кукол, зачастую эти коллективы представляют даже не театральных артистов – это любители разного рода, иногда артисты цирка, не нашедшие себя на профессиональном поприще, или молодые люди без образования и настоящего опыта сценической работы.
Говорили об отношении некоторых зрителей к правилам поведения в театре – давно никого не удивляет, если в зале во время спектакля звонит телефон или сидящий вместо спектакля просматривает происходящее в гаджете. Как отметил министр, зрителя, особенного юного, необходимо готовить к театру – к примеру, серьезная драма «Хайыраан бот», по его мнению, должна быть лишь 20-м, а то и 30-ым по счету театральным спектаклем, которую увидит молодой человек, иначе есть риск, что постановка останется непонятой подростками, и как следствие, те с головой «уйдут» в свои телефоны. Начинать же знакомство с театром следует именно с работ Театра кукол – игровой формы, понятной и любимой детьми.
В заключение встречи Алдар Тамдын предложил коллегам из театра воплотить в жизнь идею популяризации кукольного персонажа из тувинского фольклора. Кого именно – до воплощения в реальность пусть сохранится в качестве интриги. По идее, такой персонаж тувинского фольклора должен стать мерилом культурного поведения нынешних жителей Тувы, со своим видением современности и его оценкой.
Добавить комментарий!