Официальный сайт Министерства культуры Республики Тыва » Новости культуры » Исполнилось 100 лет со дня рождения классика тувинской литературы Олега Саган-оола

Исполнилось 100 лет со дня рождения классика тувинской литературы Олега Саган-оола

Написал admin2
//
16 января 2013
//
//
Исполнилось 100 лет со дня рождения классика тувинской литературы Олега Саган-оолаПервого января исполнилось бы 100 лет известному писателю, классику тувинской литературы Олегу Карламовичу Саган-оолу, прозаику, драматургу, переводчику.
Олег Саган-оол жил и творил в 40–70-е годы прошлого столетия, в «золотом веке» тувинской литературы. Именно в это время развивалась и возмужала тувинская литература: писателями, поэтами были освоены и затем развиты разные литературные жанры, формы, формировалась интеллигенция, появился рабочий класс из среды аратов-кочевников, написан первый роман тувинской литературы... Одним словом, позитивные тенденции в развитии и тувинской литературы, и нашей республики начаты были именно в эти годы.
Олег Карламович оставил нам в наследство и стихи, и рассказы, и повести, и романы, и пьесы, и киносценарии. О нем написано много. Он был первопроходцем и в освоении новых тем, жанров тувинской литературы, и в переводческой деятельности, и в кинодра­матургии. «Зачинатель новых дорог» – так назвал его критик А. Кал­зан. «Писатель сердечной нежности» – отозвался о нем народный писатель М. Кенин-Лопсан. «Первопроходец новых тем» – опреде­лила его литературовед М. Татаринцева. Таким образом, если «Гомер воспитал Элладу», то О. Саган-оол – тувинскую литературу.
О.К. Саган-оол родился 1 янва­ря 1913 года в м. Шеми Даа-хошуна Танну-Тувы. Окончил рабфак в Улан-Удэ (1935), после чего его направили на учебу в Иркутский педагогический институт (1935–1937). Там проучился недолго, из-за нехватки кадров в молодой республике он вынужден был работать.
Работать начал учителем в Учебном комбинате Кызыла. Руководил радиокомитетом Тувы в годы Великой Отечественной войны, был прокурором Тувинской автономной области, с 1946 по 1971 год бессменно возглавлял правление Союза писателей Тувы. С 1945-го – член Союза писателей СССР. Впоследствии он стал членом правления СП СССР, что говорит о его авторитете.
Творческая деятельность Олега Саган-оола – целое явление в тувинской культуре. Его произведения изучают в школах, вузах республики. А начинал он с лирических стихотворений. Первое, «Наша родина», напечатано в 1937 году. Наибольших успехов добился в жанрах прозы и драматургии.
Для прозаических произведений О. Саган-оола характерны эпическая широта, анализ психологии героев. Перу писателя принадлежат рассказы, где описывается дореволюционная жизнь Тувы. Саган-оол – автор первых рассказов тувинской литературы. В рассказах «Встреча» (1941), «Скотовод – арат Сандый» (1942), «Дружба» (1946), «Парень из сумона» (1948), «Аржаан» (1956) автор освещает проблемы социалистических преобразований в крае. Рассказы О. Саган-оола показывают склад души тувинца и особенности мироощущения, освещают его психологию изнутри. В них писатель мастерски раскрывает характеры людей тех времен, обусловленные социальными отношениями в новом обществе.
В документальных повестях «Человек из Баян-Тала», «Счастливая звезда» показана героика труда сельчан. Особняком стоят романы юбиляра.
К жанру романа писатель подступился не сразу. Он многому научился у классиков, в частности, переводя на тувинский язык такие крупные произведения, как «Дубровский» А. Пушкина, «Герой нашего времени» М. Лермонтова, «В людях» М. Горького, «Поднятая целина» М. Шолохова.
Роман О. Саган-оола «Родные люди» вышел в 1970 году. В 1972-м в переводе М. Хадаханэ опубликован на русском языке в Тувин­ском книжном издательстве, а в 1976-м – в переводе Р. Тотрова – в издательстве «Современник». В нем освещается современная ему жизнь. Писателя интересует не старое, а новое. Через настоящее он пытается заглянуть в будущее, большое внимание уделяет развитию характеров. Для писателя важна прежде всего личность реальная, со всеми свойственными ей положительными и отрицательными эмоциями, страстями. Таков главный герой Оргежик, который из глуши приехал работать в городе. Он строит молодой город. Для тувинца-кочевника усвоить новое занятие – очень сложное дело. А Оргежик быстро усваивает прогрессивное, передовое. Преодолев наивность, робость и простодушие, он становится строителем новой для тувинца жизни. И не только…
Он помогает своей невестке Севиль найти новую для тувинки работу, с его помощью брат, распутный Долгай-оол, встал на правильный путь. Он звал в город маму, но ей, пожилому человеку, трудно было расстаться с родными местами.
Формирование новых черт национального характера в рабочей среде – вот что интересовало автора в первую очередь. «Имя этого строителя Оргежик, по-русски Сусленок, который лично ведет повествование. Задушевная интонация героя-рассказчика очень искренна и очень привлекательна. Писатель нашел этого героя в родном Шеми, где родником «журчит» пульс жизни», – так охарактеризовал писатель М. Кенин-Лопсан это произведение в статье «Писатель сердечной нежности».
Важная черта романа – глубинный психологизм характеров людей, строителей новой жизни. В романе виден истинный талант прозаика, который позволил автору от начала действия до его логического завершения соблюсти основной закон – единство характеров и художественных обстоятельств, в которых развертывается действие.
Именно в этом романе впервые в тувинской литературе героем становится рабочий, как главная движущая сила в развитии действительности. В финале – слова самого главного героя. В них выражена идея и суть произведения: «Ничего, мама, не придется тебе за нас краснеть, еще будешь гордиться своими детьми – рабочими людьми… Все мы – родные люди по одной рабочей совести…»
Существенной частью процесса формирования жанра романа в тувинской литературе, реалистической по своей сути, было становление современной темы, темы преобразования сельского хозяйства. Она нашла отражение в романе «Неудержимые» О. Саган-оола.
Роман «Неудержимые» отражает новый уровень идеологии и эстетики современной ступени развития общества. В нем даны образы активных людей, раскрывающихся в идеологических спорах. Как никто, они наделены знанием своего дела, глубоко понимают взгляды современников.
Велика роль О.К. Саган-оола в развитии тувинской драматургии. В 1944 г. появилась его одноактная сатирическая пьеса «Не состоявшийся пир», где высмеиваются пороки людей. Пьеса «Стремление» (1950) раскрывает характерные особенности перемен в социальной психологии людей. Труженикам сельского хозяйства, некоторым историческим событиям посвящены пьесы «В одном сельсовете» (1954), «Спою тебе» (1957), «Найду всюду» (1957), «Пробуждение» (1957), «Настало время» (1968). Все они – своеобразное драматургическое исследование современного состояния общества и жизни в целом. О. Саган-оол берет в качестве материала для анализа возникновение, развитие и закономерный итог одного события или дела. В них у О. Саган-оола получил отражение процесс социальных изменений в характере, психологии тувинца советской эпохи.
О. Саган-оол первым из тувинских писателей обратился к кинодраматургии. Он – автор первого художественного фильма «Люди голубых рек» и «Тува на пере­крестке времен», соавтор ленты «К солнцу двадцать шагов».
Как тонкий знаток народной жизни, он изучал и собирал фольклор, в соавторстве составил сборник «Пословицы и поговорки тувинского народа» (1966), «Мудрость народа» (1976).
Творческое наследие классика тувинской литературы Олега Саган-оола остается до конца не исследованным. Настало время переоценить огромное духовное наследие одного из талантливейших писателей.

По материалам www.tuvaonline.ru
Комментариев пока еще нет. Вы можете стать первым!

Добавить комментарий!


ОФИЦИАЛЬНЫЙ ПОРТАЛ РЕСПУБЛИКИ ТЫВА ВЕРХОВНЫЙ ХУРАЛ (ПАРЛАМЕНТ) РЕСПУБЛИКИ ТЫВА ГОССЛУЖБА РЕЗУЛЬТАТЫ НЕЗАВИСИМОЙ ОЦЕНКИ
МИНИСТЕРСТВО КУЛЬТУРЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ГОД Экологии ОФИЦИАЛЬНЫЙ САЙТ ФЦП КУЛЬТУРА РОССИИ (2012-2018 ГОДЫ)
ПОРТАЛ ОТКРЫТЫХ ДАННЫХ РЕСПУБЛИКИ ТЫВА ПОРТАЛ ГОСУДАРСТВЕННЫХ УСЛУГ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПРАВОВОЙ ПОРТАЛ В СФЕРЕ КУЛЬТУРЫ
ОФИЦИАЛЬНЫЙ САЙТ ПРАВИТЕЛЬСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПОРТАЛ КУЛЬТУРНОГО НАСЛЕДИЯ РОССИИ