Его голос — в музыке
В следующем году Тувинскому национальному ансамблю песни и танца «Саяны» исполняется 50 лет. У истоков создания прославленного коллектива Тувы стоял Роберт Николаевич Лесников. Сегодня ему исполнилось бы 85 лет. О любимом педагоге вспоминает его ученица.
Его имя — это целый пласт в музыкальной культуре Тувы, это большой период расцвета кафедры хорового дирижирования и хорового искусства в Алтайском государственном институте культуры. Яркая личность, труженик, удивительно мудрый человек, прекрасный педагог, талантливый исследователь и опытнейший фольклорист-практик. Заслуженный артист Российской Федерации, заслуженный артист Тувинской АССР, заслуженный работник культуры Тувинской АССР. За свой жизненный и творческий путь он сумел внести большой вклад в дело сохранения и приумножения лучших традиций профессионального хорового искусства, воспитания новых поколений российских музыкантов, передавая им мастерство и высочайшие музыкальные традиции.
Только сейчас по-настоящему начинаем понимать, какая светлая, чудная, изумительная личность приходила в этот мир, достойно продолжившая великую славу российского хорового искусства. Его жизнь пролетела ярким метеором: детство в Кемеровской области, служба в армии, учеба в Павлодарском военном летном училище истребителей, Фрунзенском истребительном училище, Новосибирской консерватории, Тува, Алтай.
Роберт Николаевич Лесников начал профессиональную деятельность еще будучи студентом четвертого курса Новосибирской государственной консерватории имени М. И. Глинки. В связи с открытием у нас музыкального училища нужны были специалисты — музыканты, и по приглашению Правительства Тувинской АССР он со своей семьей, Ниной Ивановной и сыном Евгением, приехал в Кызыл.
В музыкальном училище Лесников возглавил дирижерско-хоровое отделение, преподавал хоровые дисциплины. За короткое время отделение стало одним из ведущих в училище, преподавателями в то время работали Тамара Алексеевна Леонтьева, Эльмира Федоровна Жемуляева, Григорий Моисеевич Нехамкин (Болаховский), Гурьянов, Селезнев, Храмцов (за давностью лет забылись имена). Важным условием для подготовки кадров и формирования системы образования в училище было изучение и освоение общечеловеческих ценностей и богатейшего музыкального наследия тувинского народа.
Хоровой класс, дирижирование, чтение хоровых партитур, хороведение и хоровая аранжировка были главными и профилирующими дисциплинами дирижерско-хорового отделения, дирижерско-хоровой специализации клубного отделения, призванные осуществлять целенаправленную профессиональную подготовку специалистов-хормейстеров.
Роберт Николаевич обладал прекрасным голосом — высоким тенором «бархатного» тембра. В процессе хоровых занятий и разучивания хоровых произведений учащиеся с особой любовью перенимали манеру его пения, приобретали методические и практические навыки работы с хором, знакомились с его организационной стороной. Необходимость наличия в репертуаре произведений тувинских композиторов, обработок тувинских народных песен, разнообразных по стилям и жанрам, было самой насущной проблемой. Проблему необходимо было решать. Но кто? Когда? Надеяться было не на кого. Природное трудолюбие взяло свое: Роберт Лесников приступил к аранжировкам тувинских народных песен. Созданный им и хореографом Анатолием Кузмичем Огневым в Кызылском училище искусств национальный ансамбль песни и танца «Чечек» был первым исполнителем всех хоровых произведений автора. До настоящего времени студенты Кызылского училища искусств пользуются сборником хоровых произведений Р. Н. Лесникова «Ореховая тайга».
Великие говорили, что когда писатели умирают, они превращаются в книги. По аналогии, мы можем сказать, что музыканты превращаются в голоса той музыки, которую они создавали при жизни. Голос Роберта Лесникова живет в замечательной музыке, созданию которой он посвятил свою жизнь. Его музыка продолжает жить в учениках, в музыкальных записях, в памяти почитателей его многогранного таланта и яркой личности.
Созданный им коллектив — ансамбль песни и танца Республики Тува «Саяны» — сумел выполнить колоссальную задачу по сохранению традиционного тувинского музыкального наследия.
Роберт Николаевич был поистине патриотом тувинского национального музыкального искусства — таким он навсегда останется в памяти коллег, учеников, близких. Благодаря художественному переосмыслению, Лесников сформировался как непревзойденный мастер хоровой миниатюры. Он, как никто другой, сумел поднять тувинскую народную песню до уровня лучших образцов хорового искусства. Народная песенная культура в целом, и тувинская народная песня в частности, стала для Роберта Николаевича неисчерпаемым источником, она придавала ему творческие силы и служила ориентиром в поисках красоты гармонии. В песне — лучшие достижения и достояние народа, на которых воспитывалось не одно поколение.
Роберт Николаевич был первым среди мастеров тувинской музыки, которые по-новому интерпретировали фольклор, используя музыкальные достижения европейской музыкально-хоровой культуры. Вместе с тем его почерк выделяется предельной гибкостью и естественностью движения голосов, ювелирной шлифовкой деталей. Последовательно воплощая в своих обработках идею гармонизации и полифоничности, Лесников, имея глубокое и разностороннее музыкальное образование, широко использовал лучшие достижения хоровой техники.
«Я не задумывался над тем, а правильно ли поступаю, внося в тувинское пение классику, — вспоминал позже Роберт Николаевич. — Ведь исследователи утверждали, что тувинское пение одноголосное! А куда, в таком случае, отнести гармоническое трехголосное горловое пение «каргыраа»?! В нем очень четко прослушивается разложенное трезвучие. И, конечно же, я придерживался сохранения основного материала во всех голосах хоровой фактуры (но не всегда это удавалось), а это вело к применению полифонического изложения, что просматривается во многих моих обработках. Разнообразие фактуры придает одноголосной мелодии своеобразный красочный колорит, так же, как в живописи краски оживляют рисунок. Это я так. В защиту своих обработок… (смеется). Мы же не говорим, что казахи поступили плохо со своей одноголосной музыкой и создали (за годы советской власти) оперный театр, оркестры, хоры…? (из личной беседы с Р. Н. Лесниковым).
Основу музыкального наследия Роберта Лесникова составляют хоровые произведения, сценические полотна исторических событий тувинского этноса, хоровые миниатюры — обработки тувинских народных песен, которые и поныне являются непревзойденными и исполняются всеми хоровыми коллективами как в Туве, так и за ее пределами. Это такие замечательные произведения, отмеченные большим талантом мастера, жемчужины народного мелоса, как хоровая поэма «Песнь арата», состоящая из трех отдельных хоровых полотен, «Бай-ла тайгам» (Моя Бай-Тайга), «Тандым турда» (Моя родина Танды), «Теве хая» (Гора-верблюд), «Одуген тайга» (Моя родина Одуген тайга), «Сайыр-аксы» (В устье сайыра) и многие другие. На основе тувинских народных мелодий Лесников создавал вполне оригинальные самобытные хоровые композиции, всесторонне, художественно переосмыслив их, придав им неповторимое звучание.
Из всего этого можно понять возникновение хореографических постановок, не говоря уже о вокально-хоровом репертуаре. От спортивных конных состязаний — танец «Наездники», «Скачки», обязательно присутствующие в народном празднике Наадым. Национальная борьба хуреш, в которой могут состязаться в различных весовых категориях. Вокально-хореографическая композиция «Наадым» (участвуют все артисты ансамбля в одном отделении концерта). Из охотничьего промысла — «Лучники», «Охота на тарбагана», «Оленеводы». Вокально-хореографическая композиция «На чайлаге». Красочное театрализованное представление народных гуляний, свадебного обряда, обработка шерсти и постройка юрты, народные игры. Из Тоджинского района — танец «Оленеводы». «Проделки влюбленных» — из народного быта, русские танцы, и знаменитая, ставшая классикой тувинской национальной хореографии, «Звенящая нежность» и др.
Занимаясь изучением традиционного тувинского исполнительства в рамках локальной музыкальной культуры, Р. Н. Лесников отмечал особые приемы звукоизвлечения, характерные для народного пения: это открытый близкий звук, использование женскими голосами грудного регистра на звуках, манера интонирования «от речи». Многие ученые-исследователи подчеркивали связь профессионального художественного творчества с народным мышлением. Народ создает арсенал образов, а художники, поэты, писатели, композиторы из него черпают свою образную систему. Известны крылатые слова великого русского композитора, основателя вокальной школы в России, Михаила Ивановича Глинки, который писал, что «Музыку создает народ, а мы, композиторы, ее лишь аранжируем». Или, как говорил Владимир Маяковский, «…народ — языкотворец, а поэт — его подмастерье».
Роберт Николаевич обучал академической манере пения, так как академическая постановка голоса является оптимальной с точки зрения реализации природных голосовых данных человека. «Кто умеет прикрывать, тот сумеет и открыть. Но тот, кто поет только открытым звуком, никогда прикрыть не сможет», часто говорил педагог.
Одним из замечательных достижений тувинского хорового исполнительства было введение Лесниковым в хоровое звучание ансамбля горлового пения. Он рассматривал категорию профессионального исполнительства с народным мышлением, с фольклором. Созданный и хранящийся в человеческой памяти арсенал образов в различных жанрах песенного фольклора формирует новые потребности, новое мышление, включая поющего в новые отношения и новую деятельность.
С древних времен славилась тувинская земля своим певческим искусством. Среди жанров народного художественного творчества, получивших наибольшее распространение в жизни тувинцев, безусловно, является песня. Песни исполнялись преимущественно на праздниках, во время ночных гуляний молодежи, а также во время кочевий. Необходимо отметить и еще одну особенность песенного творчества тувинцев: на каждом празднике пелись песни, специально приуроченные к данному празднику.
Песня сопровождала труд тувинцев и скрашивала его отдых, песня являлась неотъемлемой частью бытовых обрядов и праздников. В зависимости от своего назначения, песни имели различный характер: лирические — грустные, игровые — веселые, героические — торжественные. Тщательное изучение песенного фольклора показывает не только то, как музыкально одарен тувинский народ, но и то, что для истинного национального исполнения этих песен требовался незаурядный артистический талант. Безупречный вкус, артистическая воля, безошибочная интуиция позволяли Роберту Николаевичу добиваться впечатляющих художественных результатов.
Надежда МОНГУШ-УЛТУРГАШЕВА
газета "Тувинская правда"
Похожие новости:
Комментариев пока еще нет. Вы можете стать первым!
Добавить комментарий!