"Арбай-Хоор" - тувинские "Битлз"
В советское время почти в каждом селе, в районных ДК, в школах и институтах был свой вокально-инструментальный ансамбль - ВИА. Музыковеды редко им уделяли серьезное внимание, но каждое выступление ансамбля было ярким событием жизни молодежи. Предлагаем краткий хронологический обзор тувинских ВИА 1970-90 годов. В прошлом номере были «Скифы», «Эфы», «Примерно так», «Дилижанс», «Патефон». В этом выпуске - «Азия» и «Арбай-Хоор».
В ресторанах «Кызыл», «Улуг-Хем», в Летнем ресторане парка также играли разные группы, где время от времени играли и Сергей Олзей-оол, братья Анатолий (саксофон) и Владимир (труба) Табуевы и другие музыканты.
1976-1977 годы были пиком славы вокально-инструментального ансамбля «Арбай-Хоор». Хитами их репертуара были песни «Дамырак», «Арбай-Хоор», «Борбак-Арыг», «Аъдым», «Тарлашкын» и другие песни тувинских композиторов. Но они не ограничивались исполнением лишь тувинских песен. В свой репертуар они ввели много популярных песен советских и зарубежных композиторов. К тому времени в их репертуаре было уже столько песен, что они часа два-три могли, не повторяясь ни разу, исполнять популярные в то время авторские песни или песни из репертуара известных тогда советских и зарубежных групп. Во многих случаях на концертах и на танцах они исполняли и те песни, которые просила публика. Поэтому очень часто их выступления превращались в живые концерты по заявкам.
Популярность росла, и приглашения уже начали поступать со всех сторон. Были даже случаи, когда некоторые жители республики проводили свою свадьбу специально в Кызыле, только для того чтобы на свадьбе играл «Арбай-Хоор».
Иногда к ним в группу приходили вместе поиграть и другие музыканты, например, Дима Оргу (бас-гитара), Вася Чайников (гитара, вокал), Гена Самба (ударник), Виктор Чичилаанов (труба), Володя Иргит (кларнет), Люба Бюрбю (вокал), Борис Салчак (вокал, гитара). Время от времени группа играла и джем-сейшн с музыкантами других групп, которые были в то время в Кызыле. Например, с Сергеем Кривоусом и Алексеем Шойгу с их группой «Скифы», с Николаем Павловым и Юрием Назаровым из группы «Эфы» пединститута, со смешанными и сборными составами, игравшими тогда на разных танцплощадках, на «веранде» в парке, в ресторанах «Кызыл» и «Улуг-Хем». В то время в филармонии начал также создаваться и другой вокально-инструментальный ансамбль «Алдынай», где играли Григорий Базыр, Алексей Маады и другие. Однако эта группа просуществовала недолго.
В эти же годы и филармония стала часто приглашать для сотрудничества ансамбль «Арбай-Хоор» и от своего имени отправляла их на гастроли в районы республики в составе сборных концертных программ. 1976-1977 годы были годами бесконечных гастролей ансамбля по всем районам Тувы и даже за ее пределы.
К лету 1978 года большинство ребят (Кан-оол Монгуш, Леня Сержин-оол, Владимир Монгуш) окончили Кызыльское училище искусств и были распределены на работу в филармонию в состав ансамбля песни и танца «Саяны». В июле 1978 года ансамбль «Саяны» был отправлен на стажировку в г. Ленинград. В августе того же года Орлан Сарыглар поступил в Восточно-Сибирский институт культуры и уехал учиться в Улан-Удэ. С этого момента ансамбль «Арбай-Хоор» перестал выступать.
Просто «Азия»
После того как «Патефон» распался, Сергей Кривоус, Евгений Ткачев и Григорий Слесарев пригласили Андрея. Панаргина и Александра Иванова и создали ансамбль, который назывался просто «Азия». Первое время ансамбль работал в ДК «Строитель», затем в Доме культуры на правом берегу. К тому времени это был наиболее сильный состав музыкантов, которые впоследствии работали в разных профессиональных ансамблях филармонии.Горячая танцплощадка
Нельзя не вспомнить и музыкантов, которые играли в парке на «Веранде», так называлась танцплощадка. Вместо звукоусилительных колонок по углам танцплощадки были выставлены большие громкоговорители в форме железных колоколообразных рупоров. Их так и называли «колокола». Звук разносился далеко за пределы парка. Когда группа начинала играть, то музыку можно было услышать даже выйдя из автобуса на остановке «Гагарина». Люди говорили: «О, сегодня веранда работает». Играли там Василий Четвертаков, Толя Быков и Забалуев. Забалуев был известен всему городу еще и тем, что шил ультрамодные по тем временам джинсовые штаны.В ресторанах «Кызыл», «Улуг-Хем», в Летнем ресторане парка также играли разные группы, где время от времени играли и Сергей Олзей-оол, братья Анатолий (саксофон) и Владимир (труба) Табуевы и другие музыканты.
«Арбай-Хоор» - тувинские «Битлз»
В1975 году в Туве был создан еще один вокально-инструментальный ансамбль, который своим появлением произвел фурор. Это был ВИА «Арбай-Хоор». Осенью 1974 года Орлан Сарыглар, оставив свое участие в самодеятельном ансамбле политехнического техникума, пришел к ребятам в общежитие училища искусств с предложением создать вокально-инструментальный ансамбль. 23 февраля 1975 года ансамбль дал свой первый официальный сольный концерт. Это было начало бума, который поднимался вокруг ансамбля «Арбай-Хоор». Их и называли тувинскими «Битлз». В составе были: Орлан Сарыглар – бас-гитара, Кан-оол Монгуш – соло и ритм-гитара, Валерий Ондар – ударные инструменты, Аркадий Тюлюш – вокал, иногда играл и на гитаре, Леонид Сержин-оол – вокал, Владимир Монгуш – вокал, иногда играл и на ударных, Слава Ховалыг – вокал. Позже к ним присоединился Артур Сагаачы, который играл на клавишных и на флейте.1976-1977 годы были пиком славы вокально-инструментального ансамбля «Арбай-Хоор». Хитами их репертуара были песни «Дамырак», «Арбай-Хоор», «Борбак-Арыг», «Аъдым», «Тарлашкын» и другие песни тувинских композиторов. Но они не ограничивались исполнением лишь тувинских песен. В свой репертуар они ввели много популярных песен советских и зарубежных композиторов. К тому времени в их репертуаре было уже столько песен, что они часа два-три могли, не повторяясь ни разу, исполнять популярные в то время авторские песни или песни из репертуара известных тогда советских и зарубежных групп. Во многих случаях на концертах и на танцах они исполняли и те песни, которые просила публика. Поэтому очень часто их выступления превращались в живые концерты по заявкам.
Популярность росла, и приглашения уже начали поступать со всех сторон. Были даже случаи, когда некоторые жители республики проводили свою свадьбу специально в Кызыле, только для того чтобы на свадьбе играл «Арбай-Хоор».
Иногда к ним в группу приходили вместе поиграть и другие музыканты, например, Дима Оргу (бас-гитара), Вася Чайников (гитара, вокал), Гена Самба (ударник), Виктор Чичилаанов (труба), Володя Иргит (кларнет), Люба Бюрбю (вокал), Борис Салчак (вокал, гитара). Время от времени группа играла и джем-сейшн с музыкантами других групп, которые были в то время в Кызыле. Например, с Сергеем Кривоусом и Алексеем Шойгу с их группой «Скифы», с Николаем Павловым и Юрием Назаровым из группы «Эфы» пединститута, со смешанными и сборными составами, игравшими тогда на разных танцплощадках, на «веранде» в парке, в ресторанах «Кызыл» и «Улуг-Хем». В то время в филармонии начал также создаваться и другой вокально-инструментальный ансамбль «Алдынай», где играли Григорий Базыр, Алексей Маады и другие. Однако эта группа просуществовала недолго.
В эти же годы и филармония стала часто приглашать для сотрудничества ансамбль «Арбай-Хоор» и от своего имени отправляла их на гастроли в районы республики в составе сборных концертных программ. 1976-1977 годы были годами бесконечных гастролей ансамбля по всем районам Тувы и даже за ее пределы.
К лету 1978 года большинство ребят (Кан-оол Монгуш, Леня Сержин-оол, Владимир Монгуш) окончили Кызыльское училище искусств и были распределены на работу в филармонию в состав ансамбля песни и танца «Саяны». В июле 1978 года ансамбль «Саяны» был отправлен на стажировку в г. Ленинград. В августе того же года Орлан Сарыглар поступил в Восточно-Сибирский институт культуры и уехал учиться в Улан-Удэ. С этого момента ансамбль «Арбай-Хоор» перестал выступать.
Валентина Сузукей, газета "Плюс Информ", plusinform.ru и tuvaonline.ru
Похожие новости:
Комментариев пока еще нет. Вы можете стать первым!
Добавить комментарий!