80 лет со дня рождения Альберта Танова

Написал admin2
//
27 декабря 2012
//
//
80 лет со дня рождения Альберта ТановаИсполнилось 80 лет со дня рождения известного деятеля тувинской культуры, представителя творческой элиты Советской Тувы – Альберта Танова (1932–1998). Заслуженный учитель Тувинской АССР и заслуженный работник культуры Республики Тува, Альберт Седип-оолович оставил яркий след не только в музыкальном творчестве, но и в музыкальной педагогике. Был одним из опытнейших учителей в школе и автором учебников по музыке на родном языке, которые уже много лет являются незаменимыми в работе педагогов во всех уголках республики.

Воспитанный в семье одного из первых представителей тувинской власти и интеллигенции – полпреда ТНР в СССР, министра культуры Тувы Седип-оола Танова, в годы войны Альберт потерял мать, которая по профессии была медицинским работником. Можно сказать, что профессиональные области родителей – культура и медицина – своеобразно объединились в судьбе Альберта, посвятившего всю жизнь «врачеванию» и «окультурированию» душ человеческих. В первую очередь, детских душ его воспитанников в кызылской школе № 2, где он проработал много лет, начиная с 1960 года.

Воспитанный, как и его братья, в интернациональной семье (папа – тувинец, а мама – русско-польских кровей), поначалу мальчик не знал тувинского языка, но постепенно освоил. В этом помогли родственники со стороны отца, помогавшие Алику во время учебы. И, конечно, верный спутник жизни со школьных лет и до конца дней – супруга композитора Екатерина Туктугооловна. Семья Тановых (при второй жене отца) постепенно росла, среди младших сестер Альберта – Роза, Тамара, Чечек, известные в республике люди.

Определяющую роль в музыкальном формировании Альберта сыграли два человека: это его школьный учитель музыки, известный тувинский композитор Ростислав Кенденбиль и основоположник хакасской профессиональной музыки композитор Александр Кенель, с которым Танов познакомился в годы учебы в Абаканском пед­институте. В кызылской школе № 2 под руководством Кенденбиля Альберт научился уверенно петь, выступал на смотрах художественной самодеятельности соло и в дуэте с одноклассником Доржу Кууларом (позже – изве­стным филологом, профессором ТувГУ). Освоил азы нотной грамоты, начал играть на инструментах, в том числе в школьном оркестре народных инструментов (там же играл друг, впоследствии ставший известным деятелем культуры Тувы – Марк Оюн), начал создавать первые песни (номер один стала «Песня о мире»).

В годы учебы на историческом факультете Абаканского пединститута Альберт посещал факультативный курс преподавателей музыки и пения в школе, что весьма пригодилось ему в дальнейшей работе в родной кызылской № 2. Институтский хор пел песни Кенеля, основанные на обработках хакасских народных мелодий. Увлеченный фольклором, Кенель заинтересовался тувинским мелосом и стал более тесно общаться с Тановым, приглашать его домой. Разглядев в студенте талант, Кенель начал с ним заниматься основами композиции, что определило дальнейшие интересы Альберта и его основательное отношение к композиторскому труду.

В те годы по всей стране была широко развита, весьма популярна художественная самодеятельность. Поэтому одаренный юноша активно участвовал и в школьной, и в студенческой самодеятельности, не только в музыкальных номерах, но и в театральных постановках (например, сохранилось фото Танова в роли Чапаева). Участие в самодеятельности – это не только поддержка и развитие народных талантов, но и выработка активной жизненной позиции, деятельного, созидающего характера. Не случайно Альберт и Екатерина, которая училась с ним в Абакане параллельно (но на филфаке), стали активистами общественной, комсомольской жизни. Как результат, Альберт был делегирован на Всемирный фестиваль молодежи и студентов, проходивший в 1957 году в Москве. Это событие стимулировало творческий подъем. И молодой секретарь обкома ВЛКСМ не только в Кызыле, но и в командировках по районам организовывал молодежные мероприятия, сам пел и играл на баяне, исполняя свои новые песни, сочиненные в творческом союзе с Екатериной.

Творческие интересы Альберта Седип-ооловича не ограничивались только песенным жанром. Он стремился расширить свои познания, использовал то, что дали учителя, занимался самообразованием. Партитура симфонических сочинений Даргомыжского, привезенная заботливой супругой из Москвы, стала для него учебным пособием по оркестровке. Екатерина Туктугооловна курировала работу Тувинского симфонического оркестра с первых дней его существования, и это помогало в работе композитора, который часто приходил на Гостелерадио, слушал репетиции оркестра, советовался с дирижером Леонидом Каревым, оркестрантами и пробовал свои силы в сочинении для симфонического состава.

Сначала получились небольшие музыкальные заставки – картинки для оформления радиопередач. Потом последовали переработки некоторых своих песен (например, широко звучавшей «То­рээн Тывам»). В итоге композитору удалось освоить и более сложные творческие задачи – одночастную балладную композицию «Баллада о тувинских добровольцах» (с цитатой темы Шостаковича из эпизода нашествия в Седьмой симфонии), контрастно-составную и сюитную формы («Улуг-Хемские напевы», «Солнце над Хемчиком», «Тоджинские мотивы»). По заявке радиостанции овцеводов была написана «Моя Тува», которая в симфоническом звучании служила позывными этого радио более 30 лет. По заказу филармонии Танов написал для оркестра «Танец оленеводов». Так, не имея специального композиторского образования, Альберт Танов самостоятельно, кропотливо и упорно старался освоить премудрости композиторского труда и, в итоге, смог достичь на этом пути определенных успехов и заслуженного признания среди коллег.

Семейный творческий союз композитора и поэтессы Альберта и Екатерины Тановых зародился ещё в школьные годы. На романтичные стихи школьницы Кати впоследствии Альберт написал романс «Любовь». Очень много песен написаны этим замечательным семейно-творческим дуэтом. Оба увлеченные творчеством, требовательные к качеству текста и музыки, супруги нередко отчаянно спорили, но, в итоге, всегда приходили к гармонии. Так родились знаменитые в Туве песни «Анай-Хаак», «Долаана», «Сылдыс-Шокар», «Чырыккузел», «Моя Тува родная», «Песня о родном городе» и многие другие, полюбившиеся тувинскому слушателю. В советские годы широкоизвестным и знаменитым на весь СССР был семейный союз композитора А. Пахмутовой и поэта А. Добронравова, поэтому сравнений с ними (порой ироничных) избежать Тановым было практически невозможно. Альберт Седип-оолович отвечал в таких случаях достойно: «Почему мы должны быть тувинскими Пахмутовой и Добронравовым? Мы – Екатерина и Альберт Тановы Тувы».

Будучи прекрасным семьянином, Альберт Седип-оолович умел найти язык с любыми детьми, увлечь их музыкой. А дети, в свою очередь, платили ему искренней любовью и вдохновляли на создание детских мелодий. Так родились многие замечательные детские песни, на которых воспитано уже не одно поколение в нашей республике. Например, песня «Ховаганнар» («Бабочки») широко известна и как песенка, и как пьеса, звучащая в исполнении юных музыкантов, и как танцевальная музыка в репертуаре многих детских хореографических коллективов. Представить детский музыкальный репертуар в Туве ныне без песен Танова просто невозможно. Его учебные пособия по музыке для общеобразовательных школ и детских садов, изданные в период 1980–1990-х, по сей день остаются незаменимым материалом для учителей музыки и музыкальных руководителей.

Достойный след человека на Земле – его дела, а также его дети. Замечательно, что традиции семьи продолжаются. Как и отец, оба сына любят музыку, поют, играют на инструментах. Александр связал жизнь с телевидением, когда-то – Гостелерадио, где много лет проработала мать. Вячеслав – флейтист, педагог и композитор – пошел по стопам отца, посвящая творческую энергию воспитанникам в Республиканкой школе искусств, создавая для них музыку – песни, хоры, инструментальные и музыкально-театральные сочи­нения.

Творческая и педагогическая деятельность Альберта Танова – это лучшее признание в любви, которое может сделать человек по отношению к людям и к родине. Его музыка, пронизанная солнечным светом и проникнутая душевным теплом, всегда найдет дорогу к сердцам слушателей.
Комментариев пока еще нет. Вы можете стать первым!

Добавить комментарий!


ОФИЦИАЛЬНЫЙ ПОРТАЛ РЕСПУБЛИКИ ТЫВА ВЕРХОВНЫЙ ХУРАЛ (ПАРЛАМЕНТ) РЕСПУБЛИКИ ТЫВА РОССИЯ И ТУВА: ВМЕСТЕ 100 ЛЕТ
ОФИЦИАЛЬНЫЙ САЙТ ПРЕЗИДЕНТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ОФИЦИАЛЬНЫЙ САЙТ ПРАВИТЕЛЬСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПОРТАЛ КУЛЬТУРНОГО НАСЛЕДИЯ РОССИИ
МИНИСТЕРСТВО КУЛЬТУРЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ГОД КУЛЬТУРЫ ОФИЦИАЛЬНЫЙ САЙТ ФЦП КУЛЬТУРА РОССИИ (2012-2018 ГОДЫ)
ПОРТАЛ ОТКРЫТЫХ ДАННЫХ РЕСПУБЛИКИ ТЫВА ПОРТАЛ ГОСУДАРСТВЕННЫХ УСЛУГ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПРАВОВОЙ ПОРТАЛ В СФЕРЕ КУЛЬТУРЫ
ГОССЛУЖБА