Выставка «Великий артист – Максим Мунзук»
Национальный музей РТ готовит выставку, посвященную великому артисту Тувы Максиму Монгужуковичу Мунзуку. Торжественное открытие состоится 14 сентября 2012 в 15.00 в зале № 6 (2 этаж). На выставке будут представлены , фотографии, афиши личные вещи Максима Мунгужуковича: по ним каждый посетитель сможет проследить основные вехи жизни этого великого человека, который прославил Туву на весь мир. Чуть позже — 20 сентября 2012 в конференц-зале пройдет вечер воспоминаний об артисте М.М. Мунзуке, где можно будет узнать о жизни и творчестве народного артиста.
Народный артист России и Тувы, любимец публики, Почетный гражданин городов Дуарпеза во Франции, Арсеньева во Владивостоке, Кызыла и Тандынского кожууна, кавалер ордена Дружбы народов, лауреат Государственной премии Тувинской АССР Максим Мунгужукович Мунзук запомнился своим зрителям веселым, жизнерадостным, «озорным человеком с молодой душой».
Родился Максим Монгужукович 15 сентября 1912 года в Межегее Оюннарского кожууна (Танды) в местечке Уургайлыг. Ему больше всего запомнилась жизнь в шалаше (а у бедных родителей даже юрты не было), раннее сиротство, голодное детство, непосильный труд на феодалов и редкие встречи с народными сказителями.
В 17 лет юноша добровольно вступил в ряды Тувинской революционной армии (ТНРА), где стал барабанщиком-кавалеристом. С.Г.Коровин – капельмейстер, руководивший небольшим военным оркестром заметил его и взял в оркестр, научил музыкальной грамоте и играть на трубе. По просьбе Семена Григорьевича руководство ТНР отправило талантливого юношу в Москву для обучения музыке. Пока М. Мунзук добирался до Москвы (ноябрь 1932г.) опоздал от учебы в музыкальном учебном заведении, но все-таки, через три года домой вернулся специалист, владеющий военной техникой, двумя языками, играющий на музыкальных инструментах и знающий нотную грамоту. Мунзук стал капельмейстером, как его учитель.
Когда в Кызыле открылась театральная студия, и он через некоторое время был направлен в качестве заведующего театральным отделением. Занимая административную должность, Максим Мунгужукович стал посещать репетиции учебных спектаклей, и был занят в них как актер. В студии было мало женщин и в постановке одноактной драмы «Хайыраан бот» В. Кок-оола, Мунзук играл три роли: отца главной героини – Сарыг ашака, шамана – Хам-оола, Кадай – матери героини. Этот факт говорил о том, что он обладал качествами яркого характерного актера с многоплановыми возможностями. Были сыграны более ста ролей в театре и кино. 80-летний актер задорно распевал со сцены «Хоть седой, а молодой», а рядом с ним рука об руку, все годы творческой жизни, шла легко и непринужденно, его верная супруга и подруга. Исполнители главных ролей, ставшего классикой тувинской драматургии в «Хайыраан бот» В. Кок-оола, Кара-Кыс и Максим Мунзуки вошли в историю национального драматического искусства как тувинские Ромео и Джульетта. Их игра завораживала, оставляя в памяти зрителей высокие чувства и гордость за них. Такова была сила дарования двух актеров, любимцев зрителей.
Диапазон ролей одного из основателей и ведущих артистов тувинского театра Мунзука был велик: образы мировой, советской, русской и национальной драматургии. Зрители до сих пор помнят триумфальные спектакли, переполненные залы, неумолкающие аплодисменты после спектаклей «Тонгур-оол» С.Тока, « Боттанган кузел» С.Сарыг-оола, « Маны — Кара» В.Кок-оола, «Ревизор» Гоголя, «Ынакшыл болгаш ожээн», «Любовь Яровая», К.Тренева и мн.другие.
Талантливым тувинским актером, режиссером, исполнителем и собирателем тувинских народных песен М.М.Мунзуком были сыграны немало ролей в художественных фильмах. Первый фильм с его участием — «Люди голубых рек», кинорежиссера Андрея Апсолона был снят киностудией «Ленфильм» в 1959 году, где он сыграл роль старика-колхозника Делгера.
«Фильм «Пропажа свидетеля» стал для папы трамплином на кинематографическом Олимпе» — пишет в своих воспоминаниях дочь Максима Мунгужуковича Светлана Мунзук. С 1972 по 1992 годы, после ухода на пенсию, Максим Мунгужукович снимался в 22 фильмах самых разных киностудий. Перед кинокамерой артист жил естественно, не меняя в себе ничего, вживался в роль крепко и был всегда убедителен. И кинорежиссеры его снимали охотно. В.Назаров («Мосфильм») снял его в двух фильмах: «Пропажа свидетеля» и «Голубка». Назовем неполный перечень его ролей в кинофильмах: «Предварительное расследование», А.Разумовский, лесник Арсе; «Сибириада», А. Михалков – Кончаловский, дед Ханты; «Валентина», Г.Панфилов, старый эвенк Еремеев; «Последняя охота» И.Шешиков, эскимосский шаман. И еще во многих лентах запечатлен облик тувинского актера, подкупающего везде обаянием и искренностью проживания на экране.
Посмотрев кинокартину «Пропажа свидетеля» Акира Куросава, японский режиссер с мировым именем, утвердил его на главную роль в фильме «Дерсу Узала». Актер сыграл роль охотника-проводника русского исследователя Дальнего Востока Арсеньева. Так роль Дерсу Узала Максиму Мунзуку принесла известность международного плана и много наград. А самое главное для артиста было признание и благодарность его зрителей, простых людей. «Мунзук и Дерсу Узала — для нас, зрителей, одно и то же лицо. Лицо вековой мудрости и доброты, не проходящей даром человеческой старости» — писал, в то время, зритель, прикованный к постели, Сергей Коновалов из Воронежа.
Советско-японский фильм «Дерсу Узала» кинорежиссера Акиры Куросава в 1976 году получил высшую кинематографическую награду американской киноакадемии – «Оскара».
Добавить комментарий!