Официальный сайт Министерства культуры Республики Тыва » Новости » Сиин-оол Лакпаевич Оюн - ветеран культуры

Сиин-оол Лакпаевич Оюн - ветеран культуры

Смуглое лицо, острый с горбинкой нос, по-детски оттопыренные уши, богатый модуляциями голос и обаятельная улыбка. Он требователен к себе: «Мало знаю, мало умею. Больше видеть, читать, смотреть». Ему уже 83 и до сих пор в поисках нового, неизведанного. Таков он, Оюн Сиин-оол — первый тувинский профессиональный режиссер, из школы Товстоногова, из породы беспокойных чудаков. В стремительном росте — смысл нашего времени. 

В 1955 году коллектив Тувинского музыкально-драматиче­ского театра пополнился 13 молодыми студийцами — выпуск­никами Ленинградского театрального института имени Островского, учившимися у известных театральных педагогов Бориса Жу­ковского, Алексея Яна. Один из них — первый профессиональный режиссер тувинец — Сиин-оол Оюн. 

...Старый Лакпа сопротивлялся долго, не хотел отпускать мальчишку семиклассника в Ленинград: не было и не будет в их семье «лицедеев». 

— Подумаешь, артист мне нашелся!— возмущался отец, —Учителем — пожалуйста, врачом, инженером, кем хочешь, только не в театр. Несерьез­ная профессия,— продолжал убеждать он сына. 

Однако Сиин-оол твердо стоял на своем, он стал артистом. Его хвалили зрители и крити­ки за поваренка Сэма в «Хижине дяди Тома», за хитрого Будамшу в одноименной пьесе бурятского драматурга Ц. Шагжина и за другие роли. Получив диплом актера и аттестат зрелости (он одновременно учился в одной из ленинградских средких школ), Сиин-оол не успокоился. Ему не давала покоя мысль о режиссуре. Он ходил на репетиции к ре­жиссерам — заслуженным артистам РСФСР С.П. Майеру и И.С. Забродину, приглядывался. 

Наконец, в 1958 году он услышал, что идет набор на режис­серский факультет к Г. А. Товстоногову. Сиин-оол во второй раз стал студентом. Из восьмидесяти человек со всех концов страны только девять стали учениками Г. А. Товстоногова. В их числе был тувинец Оюн Сиин-оол. Трудно сейчас сказать, чем он привлек внимание: актерским обаянием, скромностью или басня Крылова и матросский танец оказались такими счастливыми? 

В послужном списке режиссера Оюна Сиин-оола более трех десятков спектаклей: «Неравный бой» В. Розова, «Слуга двух господ» К. Гольдони, «Совесть» Д. Павловой, «Коварство и любовь» Ф. Шиллера, «Самбажык» В. Кок-оола, «Божествен­ная комедия» И. Штока, «Тополек мой в красной косынке» Ч. Айтматова, «В ночь лунного затмения» М. Карима, «Крас­ный поток» С. Пюрбю. 

Его путь в искусстве — это круто восходящая линия. С увлечением коллектив театра работал над Шиллером, и спектакль прошел с большим успехом — Шиллер в Туве шел впервые. 

С детских лет Оюн Сиин-оол слышал о знаменитом восста­нии 60 тувинских богатырей. Вместе с актером и драматургом: В. Кок-оолом они ездили по местам исторических событий и выверяли пьесу о «Самбажыке» — вожаке восстания. С драмой «Самбажык» связан еще один важный момент, — ее постановка стала дебютом первого профессионального режиссера Тувы Оюн Сиин-оола и уже в первой своей самостоятельной работе демонстрировал владение пространством сцены, умение создавать атмосферу напряженного социального конфликта всеми средствами режиссерско-постановочного арсенала. 

Героическая тема спектакля в большой мере была свя­зана с личностью Самбажыка, вожака повстанцев, каким его представил замечательный актер Николай Олзей-оол. Его Самбажык был лидер по своей природе. Ожившая история героического вос­стания «Шестидесяти богатырей» («Алдан Маадар») в интер­претации Оюна Сиин-оола, в сценографическом решении Сергея Ланзы и музыкой Алексея Чыргал-оола получила большой резонанс в рес­публике. Драма В. Кок-оола, пройдя через испытание временем, вошла в тувинскую драматургию как национальная классика. 

С 1968 г. О. Сиин-оол становится главным режиссером тувинского музыкально-драматического театра. Рядом с ним трудятся мастера старшего поколения. Все они вместе и по отдельно­сти стремятся обогатить афишу театра новыми оригинальными произведениями, работая с местными авторами. Плодом такого сотрудничества с драматургами стали спектакли: «Красный поток» Сергея Пюрбю о событиях гражданской войны в Туве, его же «Любовью надо дорожить», а так же «Наше время пришло» Олега Сагаан-оола, «Феликс Кон»(«Белек кыс эмчи») Кызыл-Эника Кудажи. 

Музыкальный профиль театра был продолжен целым рядом спектаклей лирико-комедийного плана, пронизанных то задушевной мелодичностью, то звонким задиристым юмором и веселой увлекательной зрелищностью. Так победительно про­звучала постановка первого тувинского водевиля «Проделки Долумы» К.-Э. Кудажи. С не меньшей увлеченностью поставил позднее Оюн С. «Башмачки» Л. Гизатта и известную музыкальную комедию У. Гаджибекова «Аршин мал-алан», ко­торая собирала зрителей почти десять сезонов. 

И снова высокая классика — первое обращение тувин­ского театра к драматургии Шекспира. Постановка спектакля «Ромео и Джульетта» в 1972 году была осуществлена С. Оюном по переводу С. Пюрбю. 

Театр много внимания уделяет советской драматургии, знакомя зрителей с жизнью и бытом людей братских республиках: «Тополек мой в красной косынке» Ч. Айтматова, «В ночь лунного затмения» М. Карима, «Черт в сундуке» Ц. Шагжина, «Маральи рога» В. Шулбаевой, «Дуэль» М. Байджиева. Поднимаемые в этих произведениях вопросы нравственного порядка помогали театральному коллективу на­капливать опыт социально-нравственного и этико-эстетического постижения действительности. В 1969 г. им была заново поставлена известная драма В. Кок-оола «Хайыраан бот» с более острым выявлением ее социальных мотивов. Исполнителям были предложены бо­лее обобщенные характеристики действующих лиц. Но зри­тель, который привык к традиционной бытовой драме, эту трактовку не при­нял. 

В 1971 г. С. Оюн осуществил более удачно новую сце­ническую редакцию драмы «Тонгур-оол» С. Токи, выдержав­шую испытание зрителем и прессой. Эта постановка была во­зобновлена в 1986 г. к юбилею 50-летия театра. 

Оюн Сиин-оол умеет заглянуть в душу актеров, помочь раскрыть сущность роли, твердо отстаивать свою позицию в ис­кусстве. Он — представитель второго, среднего поколения. И с большим тактом устанавливает творческие взаимосвязи «стари­ков» с молодежью. 

В фокусе постоянных забот художественного руково­дства театра находился вопрос о пополнении труппы молоды­ми кадрами. В связи с решением этой проблемы Оюн Сиин-оол с 1970 г., не покидая театра, уходит в театральную педагогику. 

Вместе с опытными мастерами сцены он подготовил в Кызылском училище искусств два небольших выпуска актеров, часть которых оказалась готовой к работе над ведущими ролями: Т. Ондар, А. Куулар, А. Салчак, О. Кузина. Замечательным под­креплением труппы явился выпуск тувинской актерской сту­дии, закончившей в 1978 г. Московское театральное училище им Б. В. Щукина при театре им. Е. Вахтангова. Дипломные спектакли студийцев «Коварство и любовь» Ф. Шиллера, «Со­ломенная шляпка» Э. Лябиша, «Самоубийство влюбленных на острове небесных сетей» М. Тикамацу. «В ночь лунного затме­ния» М. Карима, поставленные режиссерами-педагогами Щу­кинского училища В. Г. Кольцовым, Л. А. Пашковой, Т. К. Коптевой, В. Г. Шлезингером, Т. Л. Асейкиной, Н. К. Генераловой — полюбились тувинским зрителям, вошли в репертуар театра. Здесь счастливо сочетались традиции Запада и Востока. Казалось бы, теперь у главного режиссера поя­вилась более реальная возможность пойти на смелые экспери­ментальные искания, чтобы на деле проверить свои театраль­ные идеи. 

Состав труппы, в которой сохранились еще замечатель­ные актеры старшего поколения, знатоки национальных куль­турных традиций. Такие, как народные артисты РСФСР Кара-Кыс и Максим Мунзуки, заслуженные артисты РСФСР Хургулек Конгар, Екатерина Кенденбиль, Борис Бады-Сагаан, заслуженные артисты Тувин­ской АССР Александр Тавакай, Люндуп Солун-оол, Чадамба Монгуш, Владимир Монгалбии и другие талантливые воспитанники столичных театральных ву­зов 60-70 годов. Многие из них стали мастерами сцены, и этот состав позволял надеяться на положительный исход любых творческих дерзаний. Тем более, что в 1977 году коллектив получил новое типовое здание театра, отвечающее современным требованиям. 

Но реальность оказалась более сложной и противоречи­вой. Страна, как мы позже это осознали, находилась в глубо­ком застое. Внешне это ощущалось не столь явно и болезнен­но, как внутренне, на духовном уровне. 

Идеологический диктат, командная система в управлении культурой и искусством, контроль над творческим процессом, так или иначе, создавали атмосферу неуверенности, тревожного состояния, ожидания, что опять кто-то чего-то не поймет в твоей работе. Это положение было общим для страны. Проработав пятнадцать лет в должности главного режиссера, заслуженный артист РСФСР Оюн Сиин-оол в 1983 году ушел в отставку, не выполнив многого из того, что когда-то в молодости им задумывалось. Однако в качестве режиссера-постановщика на разовой основе он остался в театре, а в конце 80-х гг. работает очередным режиссером, некоторое время да­же директором, затем главным режиссером русской труппы…

По материалам книг: В. Ц. Найдаковой («История тувинского театра»), М. А. Хадаханэ («Люди тувинского театра»).

Постановки Оюна С.Л.: 
А.Галиев «ИГЛА И ШТЫК», 1970 год ОЮН 
Юлий Хмельницкий, Роберт Рождественский «ДОННА ЛЮЦИЯ или ТЁТКА ЧАРЛЕЯ», музыка Оскара Фельцмана., 1988 год 
В.Кок-оол «ХАЙЫРААН БОТ», 1969 год 
А.Тажибаев «МЕГЕЛЕТКЕН МЕГЕЧИ», 1970-1971 годы 
А.Макаенок «ТРИБУНАЛ» (Дээди шииткел), 1975 год 
К.Тренев «НЕВА ХЕМНИН ЭРИИНДЕ» (На берегу Невы), 1969 г. 
А.Салынский «МАРИЯ», 1970-1971 годы 
А.Антокольский «МАРС ШОЛУ» (Марсово поле), 1968-1969 годы 
В.Розов «НЕРАВНЫЙ БОЙ», перевод Кадр-оола Сагды, 1961-1962 годы 
В.Шекспир «РОМЕО и ДЖУЛЬЕТТА», перевод С.Пюрбю, 1972 год 
Гольдони «ИЙИ КОЖАЙНЫН ЧАЛЧЫЗЫ», 1962-1963 годы, перевод А.Лаптан 
Н.Байтемиров «УРКУЯ» перевод с киргизского языка Сиин-оола Оюна, 1977 год 
Узеир Гаджибеков «АРШИН МАЛ АЛАН», перевод Вл.Серен-оола, 1976 год 
С.Пюрбю «КЫЗЫЛ УЕР» , 1967 год 
М.Мунзук «ЭШ ДИРЕКТОР!...», 1961-1962 годы 
М.Мейо, М.Эннекен «МОЯ ЖЕНА ЛГУНЬЯ», перевод с английского Г.Меклер 
« КАРА САГЫШ болгаш ХАНЫ ЫНАКШЫЛ» Ф.Шиллера, в переводе Ю.Кюнзегеша 
«ХОРАГАЙ ИДИКТЕР», 1969 год, либретто Т.Гизат, музыка Д.Файзи 
М.Карим «АЙ ТУТТУРГАН ДУНЕ», 1966 год 
Д.Павлова «АРЫН-НУУР» 1964-1965 гг 
А.Островский «БЕСПРИДАННИЦА», 1975.
Комментариев пока еще нет. Вы можете стать первым!

Добавить комментарий!


ОФИЦИАЛЬНЫЙ ПОРТАЛ РЕСПУБЛИКИ ТЫВА ВЕРХОВНЫЙ ХУРАЛ (ПАРЛАМЕНТ) РЕСПУБЛИКИ ТЫВА ГОССЛУЖБА РЕЗУЛЬТАТЫ НЕЗАВИСИМОЙ ОЦЕНКИ
МИНИСТЕРСТВО КУЛЬТУРЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ГОД Экологии ОФИЦИАЛЬНЫЙ САЙТ ФЦП КУЛЬТУРА РОССИИ (2012-2018 ГОДЫ)
ПОРТАЛ ОТКРЫТЫХ ДАННЫХ РЕСПУБЛИКИ ТЫВА ПОРТАЛ ГОСУДАРСТВЕННЫХ УСЛУГ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПРАВОВОЙ ПОРТАЛ В СФЕРЕ КУЛЬТУРЫ
ОФИЦИАЛЬНЫЙ САЙТ ПРАВИТЕЛЬСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПОРТАЛ КУЛЬТУРНОГО НАСЛЕДИЯ РОССИИ