Кем он был - этот знаменитый Окаанчык?

Читайте замечательную статью о легендарном мастере Донгаке Окаанчыке, опубликованную в газете "Плюс Информ" в честь 120-летия со дня его рождения 
РОДОМ ИЗ ГЛУБИННЫХ ВЕКОВ 

Может быть, это случайность, что Вайнштейн вел свои раскопки в период расцвета творчества Донгака Окаанчыка, и древние деревянные фигурки, которые вырезали жители Тувы гуннской эпохи, вынимали из курганов как раз тогда, когда мастер из Кок-Чыраа вырезал свои скульптуры. Может быть, это случайность, что родился Донгак Окаанчык в нескольких километрах от кургана, где был похоронен древний резчик по камню… 

ЧАСТЬ МАТЕРИАЛЬНАЯ 
Настоящее искусство состоит из двух основных частей. Первая часть – вполне материальная: дерево или холст, музыкальный инструмент или глина. К этой же части можно отнести жизнь художника или музыканта – когда он родился, в какой семье, где учился. Вторая часть нематериальна – это волшебство. И если не будет этого волшебства, то не будет и искусства, будет обычная поделка, может быть, сувенир или предмет интерьера. Но не искусство. 

Окаанчык Донгак родился в 1896 году в местечке Кок-Чыраа. Сейчас это территория Улуг-Хемского кожууна. Он был младшим сыном многодетной и очень талантливой семьи Чамаа Донгака - у Чамаа Донгака было 8 детей, из них пятеро сыновей. 

Еще в детстве освоил технику резьбы, способы изготовления красителей и традиционную манеру живописного оформления деревянных статуэток красками ярких, чистых цветов. Начинал с подражания отцу и братьям, которые были известными камнерезами, работали по дереву и металлу, были потомственными дарганами – кузнецами. Но мастерство Донгака Окаачыка выходит на новый и более высокий уровень. С 1950-х годов его работы экспонируются на республиканских и всесоюзных выставках. Сейчас его скульптуры есть в коллекциях ведущих музеев страны, в Москве и Санкт-Петербурге. Хотя, конечно, крупнейшая коллекция его работ находится в Национальном музее Тувы. 

Как писал исследователь народного искусства Тувы Севьян Вайнштейн: «Его скульптуры людей и животных отличаются не только сочным живописным колоритом, но и тщательной, подчас натуралистической, отделкой деталей». Но со временем, естественно, пропадает сочный колорит, детали становятся малозаметны. 

Чтобы выставка деревянной скульптуры Окаанчыка Донгака могла состояться к 120-тилетию со дня рождения мастера, требовались серьезные реставрационные работы. Сама выставка явилась результатом большого труда реставратора Буяна Ховалыга, столяра Буяна Ламажая и художника оформителя Александра Ооржака. Почерневшим разрозненным, потерявшим основания фигурам надо было вернуть их первозданный вид. 

ЧАСТЬ ВОЛШЕБНАЯ 
Волшебство действительно состоялось. Радостно улыбалась женщина, везущая топленое масло (моделью при создании скульптурной экспозиции «Повозка с топленым маслом» была мать-героиня Кандан Уруле), сурово сидел пастух (к груди прижата сумка, в которую кладут новорожденных ягнят, а рядом – винтовка), русский парень в ушанке и тувинский – в национальной шапке, гордо демонстрируют орудия своего труда: косу и серп. Борец со своим секундантом, всадник со знаменем в руках, в военной форме и белых перчатках… 

Если не было волшебства, к чему все время думать об этих людях? Именно о людях, а не о скульптурках. Вот две фигурки – нойон и слуга. Если непонятно, кто есть кто, то одна фигурка подписана: «К. Чимпа. 1914». Бээзи-нойон Куулар Чимба наряду с Монгушем Буяном-Бадыргы считается одним из основателей тувинской государственности. В Государственном докладе на столетие единения Тувы и России говорилось: «В лице двух влиятельных хемчикских нойонов Монгуша Буяна-Бадыргы и Куулара Чимба, в управлении которых находилось большинство населения Тувы, идея государственной самостоятельности получила активных сторонников». 

Но что с ним случилось именно в четырнадцатом году прошлого века? 

Вторая фигурка, стало быть, слуга. Но шапки абсолютно одинаковые. Как это может быть? И почему кажется, что скульптурка «Кадын» должна быть третьей в этой композиции? Время идет, а фигурки так и стоят перед глазами. Хочется больше узнать об этих людях. Волшебство, иначе и не скажешь. 

Скульпторы гуннской эпохи (сыынчюрекская культура), курганы которых изучал Вайнштейн, для росписи своих изделий использовали охру. И в курганы клали не только их готовые изделия, но и специальные ножи для резьбы, куски охры. 

Кстати, работы сыынчюрекцев одновременно немножко скифские, немножко гуннские – взаимовлияние культур. Работы Окаанчыка Донгака можно отнести не только к традиционной тувинской культуре (роспись национальных инструментов), но и к культуре советского времени. Тоже взаимовлияние. 

Может быть, в Улуг-Хемском кожууне никогда не прерывалась генетическая память художников? 

ИРИНА КАЧАН, 
Август, 2016 год.


Комментариев пока еще нет. Вы можете стать первым!

Добавить комментарий!


ОФИЦИАЛЬНЫЙ ПОРТАЛ РЕСПУБЛИКИ ТЫВА ВЕРХОВНЫЙ ХУРАЛ (ПАРЛАМЕНТ) РЕСПУБЛИКИ ТЫВА ГОССЛУЖБА РЕЗУЛЬТАТЫ НЕЗАВИСИМОЙ ОЦЕНКИ
МИНИСТЕРСТВО КУЛЬТУРЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ГОД Экологии ОФИЦИАЛЬНЫЙ САЙТ ФЦП КУЛЬТУРА РОССИИ (2012-2018 ГОДЫ)
ПОРТАЛ ОТКРЫТЫХ ДАННЫХ РЕСПУБЛИКИ ТЫВА ПОРТАЛ ГОСУДАРСТВЕННЫХ УСЛУГ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПРАВОВОЙ ПОРТАЛ В СФЕРЕ КУЛЬТУРЫ
ОФИЦИАЛЬНЫЙ САЙТ ПРАВИТЕЛЬСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПОРТАЛ КУЛЬТУРНОГО НАСЛЕДИЯ РОССИИ