ПЕЧКА, ИГРУШКИ И УЧЕНИКИ
ТО, ЧЕГО НИКОГДА НЕ БЫЛО
Керамика, игрушки из обожженной глины никогда не были традиционными в быту тувинцев. Крынки на плетне у хаты – пейзаж очень далекий от Тувы. Хрупкие предметы в быту кочевников – нонсенс. Вероятно, именно поэтому и нет традиционной тувинской глиняной игрушки. Впрочем… Камнерезному искусству Тувы немногим более ста лет – это совсем немного. Но мы уже говорим о традициях, об отличительных особенностях фигурок из агальматолита. Новаторские, авторские работы всегда можем отличить от классических. Может быть, и с глиной так получится? И лет через сто искусствоведы будут рассуждать об устоявшихся формах и методах ваяния из глины?
Интересно, но ведь искусством лепки владеют многие художники, практически все скульпторы. Для любого будущего памятника сначала изготавливают макет из глины или пластилина, из глины делают форму для отливки памятника. Есть несколько интересных работ из керамики Александра Баранмаа. Но вот традиция пока не устоялась. И традиционных форм нет. Или есть?
В это трудно поверить, но в Туве мало кто знает о тувинской керамике, а вот на международном уровне она есть. Даже керамисты из Бразилии по фотографии могут определить, что какая-то конкретная фигурка – это работа родом из Тувы. Стиль уже узнаваем, хотя в этом стиле работает пока только один человек – Юрий Ахпашев. Он создал то, чего никогда не было – традиционную тувинскую керамику.
НЕ ХВАТАЕТ ВЕКОВОГО ОПЫТА
Государственный Российский Дом народного творчества имени В.Д. Поленова провел Всероссийский конкурс народных мастеров «Русь мастеровая».
Точнее, так: впервые в рамках секции «Нематериальное культурное наследие и народное творчество», проходившей в контексте Санкт-Петербургского международного культурного форума, состоялся Всероссийский конкурс народных мастеров «Русь мастеровая».
Организаторы: Министерство культуры Российской Федерации, Государственный Российский Дом народного творчества имени В.Д. Поленова и Санкт-Петербургская государственная художественно-промышленная Академия имени А.Л. Штиглица.
Всего на конкурс отобрали 86 человек из 40 регионов России, хотя число заявок исчислялось сотнями. Но отбирали только тех, творчество которых представляет действительно большой интерес. Попасть на такой конкурс – уже достижение.
В главном зале академии им. А.Л. Штиглица лучшие народные мастера и художники декоративного искусства представили выставки своих работ. Соревнования проходили в десяти номинациях: глиняная игрушка, гончарство, роспись по дереву, художественная обработка берёсты, резьба по дереву, художественная обработка растительных материалов, лоскутное шитье, ткачество, текстильная кукла, печать по ткани.
Конкурс традиционно прошел в форме открытого соревнования на глазах у многочисленных зрителей и под строгим надзором членов команды всероссийского жюри, в составе которого известные художники и искусствоведы.
Участник соревнования в режиме реального времени должен был создать произведение, соответствующее заданной конкурсной теме. А тема была объявлена лишь накануне состязания. Это сделало конкурс особенно острым, а результат почти непредсказуемым. Каждый из конкурсантов выступил как хранитель уникального ремесла и своего локального промысла.
Юрий Ахпашев не стал победителем. И это, в общем-то, естественно. Тема была простая - «Классика». Участники представляли свои работы, выполненные в народных традициях. Их формы, линии, силуэты оттачивались веками. Ахпашев – первый в своем стиле. Его работы вызвали всеобщий интерес, но это были ведь авторские работы. Классики тувинской керамики пока нет.
КЕНТАВРЫ И ГРИФОНЫ
Юрий Ахпашев, конечно, хотел победить в конкурсе, но понимал, что шансов очень мало. Участники должны были быть одеты в народные или стилизованные костюмы, понятно, что и работы должны были быть в таком же духе. А он пока в основном экспериментирует во всем, в том числе и в форме. Глиняные игрушки-свистульки традиционно делаются в нескольких видах, часто – в виде птицы. Но вот в каргопольской традиции встречается образ Полкана.
Полкан – кентавр, существо с телом наполовину человеческим, наполовину лошадиным, в некоторых вариантах – кинокефал (с пёсьей головой), обладающий огромной силой и скоростью.
Ахпашев подумал, что такую форму можно «приспособить» для Тувы. То есть будет похожей форма, и это тоже будет свистулька. Но это все-таки будет уже не кентавр, а грифон. По легендам грифоны - крылатые существа, с туловищем льва и головой орла. И они жили, опять же по легендам, где-то в Алтайских или Саянских горах. Ахпашевский грифон-свистулька декорирован шапочкой в национальном стиле.
Это интересная работа, но опять же – авторская. Хотя бы потому, что грифоны, легенды о грифонах – это все традиции скорее европейские, нежели азиатские.
Сейчас у художника появились окарины (свистульки), сделанные в виде кабанов. Тут уже можно увидеть определенную традицию – кабаны напоминают по форме те фигурки, которые были обнаружены в скифских курганах. Но и эту форму еще надо отрабатывать.
Да, конкурс победы не принес, но Ахпашев считает, что бывать на мероприятиях такого уровня необходимо: там ты набираешься огромного опыта, который в дальнейшем помогает более профессионально проводить свои выставки, конкурсы, мероприятия. Это творческие процессы, необходимые для роста мастерства.
КОЛИЧЕСТВО ПЕРЕЙДЕТ В КАЧЕСТВО
Рано или поздно количество обычно переходит в качество. Чем больше человек освоит приемы лепки из глины, чем больше учеников заинтересуется керамикой, тем больше вероятность того, что этот вид искусства «приживется» здесь. Появятся и свои традиции, и своя классика.
Художественная мастерская Юрия Макаровича никогда не пустует. Постоянно идут занятия со школьниками разного возраста. А теперь и со студентами Кызыльского колледжа искусств.
Дети младшего возраста более восприимчивы, но никогда нет уверенности, что они будут продолжать заниматься искусством. Это нужно им для общего развития. На уроках ведь занимаются не только лепкой – им рассказывают об истории художественной культуры в целом, об особенностях художественных образов разных стран и регионов России. Но потом они вырастают и часто выбирают себе совсем другую профессию.
Ребята из колледжа искусств – иное дело. Они уже выбрали свою дорогу, и эта дорога связана с искусством. Тут уже гораздо больше шансов, что тувинская керамика обретет традиции.
Юрий Ахпашев всегда говорил, что он не только учит детей, но и учится у них. В этот раз на уроке были ребята из колледжа. Они достаточно быстро справились с заданием (с разной степенью мастерства и таланта) и в оставшееся время делали из глины кто что захочет. Некоторые работы были достаточно интересны: кисть руки, голова кричащего человека – что захотел, то и слепил. А вот голова лошади (как позже выяснилось, это должен был быть единорог), как кажется, уже могла претендовать на некоторые народные традиции. После урока ребята сами решают, какие игрушки станут вновь просто глиной, а какие следует поместить в печь для обжига.
Как художник, Юрий Ахпашев экспериментирует со многими видами искусства: занимается песочной анимацией, рисует, делает куклы для театра. Но как житель Тувы, твердо намерен создать новую традицию – керамические игрушки. Поддержку он ощущает – это та же печь, подаренная Шолбаном Кара-оолом, финансирование некоторых командировок. Его художественное и педагогическое мастерство признаны, поэтому колледж и заключает с ним контракт на обучение ребят. Чем больше будет учеников, тем больше шанс того, что удастся определить, выявить, найти те формы, которые действительно можно будет признать народными. И появится тувинская керамика.
Ирина Качан, ПЛЮС ИНФОРМ
Фото Виктории САЛЧАК
Похожие новости:
Комментариев пока еще нет. Вы можете стать первым!
Добавить комментарий!