Общение с Музыкой. К 175-летию Петра Ильича Чайковского
«Из века в век, из поколения в поколение переходит наша любовь к Чайковскому, к его прекрасной музыке. И в этом ее бессмертие», – так писал в 1965 г. великий композитор XX века Д.Д. Шостакович. С той поры прошло еще полвека жизни музыки П. Чайковского на всех континентах Земли, однако, и сейчас ее воздействие на слушателей также поразительно всесильно: оно не зависит ни от возраста, ни от этнической принадлежности слушателя.
Причина, очевидно, в природе созданного Чайковским. Это – удивительный феномен русской музыкальной и мировой культуры XIX века. Политические режимы, войны, революции, всяческие цензуры никогда не могли прервать общения Человечества с музыкой Чайковского, которая неизменно затрагивала самые глубинные стороны человеческой души.
7 мая 2015 года – значимая дата: весь мир отмечает 175-летие Петра Ильича Чайковского. В честь юбилея, в Клину – месте, где композитор прожил восемь с половиной лет, – с 30 апреля по 7 мая прошли мероприятия под эгидой Министерства культуры России – Всероссийская историко-культурная и научно-просветительская конференция и Международный музыкальный фестиваль.
В списке выступающих – знаменитый дирижер и художественный руководитель Мариинского театра Валерий Гергиев, итальянский дирижер Риккардо Мути, композитор и дирижер Михаил Плетнев, пианисты Денис Мацуев и Кирилл Герштейн, японская альтистка Томико Акасака и многие другие.
Конференция проводилась 29, 30 апреля 2015 г. в Государственном мемориальном музыкальном музее-заповеднике П.И. Чайковского в Клину. Мне посчастливилось представить Республику Тыва в данном мероприятии и прикоснуться к удивительному миру большого музыкального искусства, познакомиться с необыкновенно интересными людьми, совершить экскурсию в дом П. И. Чайковского, познакомиться с серией юбилейных выставочных проектов в залах музейного комплекса: «П. И. Чайковский. Симфония «Жизнь», «Музыкальная весна мира» по страницам истории Международного конкурса имени П. И. Чайковского, «Судьба клинского дома П.И. Чайковского в годы Великой Отечественной войны» и др.
С большим интересом всех присутствующих прошла презентация издания научных трудов Государственного мемориального музыкального музея-заповедника П.И. Чайковского: тома 1-4 серии IIIАкадемического полного собрания сочинений П. И. Чайковского – совместный проект с Государственным институтом искусствоведения. Хранительница архива П. И. Чайковского, доктор искусствоведения, Полина Ефимовна Вайдман с большим трепетом и вдохновением, совместно с коллегами, проделали огромную кропотливую работу, и теперь 4 тома подлинной жизни композитора стали доступны для изучения.
Кульминацией мероприятия стало выступление Венского филармонического оркестра под управлением Риккардо Мути. В концерте прозвучали произведения Ф. Шуберта «Увертюра в итальянском стиле», Симфония № 35 Моцарта, Симфония № 5 П. И. Чайковского. На «бис» был исполнен отрывок из оперы Дж. Верди «Набукко».
Погружаясь в чарующие звуки великих мастеров – композиторов, музыкантов и исполнителей, понимаешь: классическая музыка сегодня не нуждается в популяризации, скорее, человечество нуждается в ней, в музыке, которая говорит о самом сокровенном для каждого из нас, помогает постичь красоту мира и душу всякого живущего.
Первый международный фестиваль им. П. И. Чайковского совпадает с другой великой датой отечественной истории – 70-летием Победы в ВОВ и это весьма символично. Чайковский на протяжении всей жизни был преданным сыном России. Многие страницы его творчества посвящены памятным и судьбоносным событиям в ее истории. Им созданы марш «Добровольный флот», доход от которого был предназначен на постройку Русского крейсерского флота; торжественная увертюра на освящение Храма Христа Спасителя «1812 год», написанная к дате, которую отмечала вся Россия – юбилею Победы в другой Отечественной войне, войне 1812 года.
Чайковский откликнулся на события и жертвы, которые понесла Россия в борьбе за освобождение Балканских стран от турецкого владычества, создав «Славянский марш» на народные славянские темы. Он написал знаменитый Торжественный коронационный марш и кантату «Москва» к церемонии восшествия на престол императора Александра III, глубоко переживал трагическую гибель Александра II и страстно осуждал то, что тогда уже начало распространяться в России, а сейчас получило название терроризм.
Музыкальное и литературное наследие Чайковского создавалось на протяжении 28 лет из 53 прожитых. Оно насчитывает свыше 400 музыкальных сочинений из числа завершенных и сохранившихся в самых разных жанрах, а также более 150 литературных, среди которых статьи для периодических изданий и словарей, стихи и переводы, учебники и теоретические труды. Огромно и эпистолярное собрание, составляющее около 6 тысяч сохранившихся писем к родным, друзьям и коллегам, выдающимся представителям русской и мировой культуры, членам Императорского дома.
Жизнь Чайковского и его творчество составляют неразрывное единство. Его произведения – своего рода лирический дневник. Понять же музыку Чайковского – значит пройти с ним его жизненный путь, его дорогу жизни.
Заслуженный работник культуры РТ
Добавить комментарий!