Кто решит судьбу останков скифских властителей?
На прошлой неделе в Национальном музее РТ прошел «круглый стол» под председательством главы республики Шолбана Кара-оола. Темой его стала дальнейшая судьба останков царской четы поминально-погребального комплекса кургана «Аржаан-II».
В разговоре приняли участие заместитель Председателя Правительства Республики Тыва Анатолий Дамба-Хуурак, глава города Дина Оюн, министр культуры Вячеслав Донгак, директор музея Виктор Чигжит, заместитель директора Анна Дыртык-оол, зав. отделом Ольга Монгуш, председатель Общественной палаты РТ Хонук-оол Монгуш, директор ТИГИ Марианна Харунова, профессора ТувГУ Урана Кавай-оол, Ольга Хомушку, народный писатель Александр Даржай, председатель общества шаманов «Дух медведя» Кара-оол Допчун-оол, исполнительный директор ТРО РГО Омак Ондар, молодые ученые, представители общественности — те, кому небезразличны прошлое, настоящее и будущее республики.
Каждый высказал свое мнение по поводу того, как сохранить достояние республики, которым по праву стали уникальные артефакты «Аржаана-II», останки царя и царицы скифского периода (2-я половина VII века до н.э.).
Как сказала Ольга Монгуш, заведующая отделом археологии НМ РТ, курган «Аржаан-II» — самый древний в мире. Ни у кого нет такого богатого археологического, антропологического материала, который мы имеем и который нужно изучить со всех сторон. Это нужно нам, чтобы понять: кто мы? Это нужно будущим поколениям. Образно говоря, мы можем взглянуть в лицо своих предков.
Как сказал инициировавший совещание глава республики Шолбан Кара-оол, найденные на территории Тувы останки «царя» и «царицы» периода скифской цивилизации представляют собой огромный научный интерес, они подтверждают, что Тува является ее колыбелью. В течение 13 лет останки находились за пределами республики в целях научного изучения, но до сих пор существенных результатов исследований мы не имеем (в марте прошлого года палеоантропологические материалы были доставлены в Туву из Института археологии и этнографии Сибирского отделения РАН, г. Новосибирск). Жителей республики волнует, что будет дальше с останками людей, живших на территории современной Тувы тысячелетия назад. Ольга Монгуш заведующая отделом археологии НМ РТ, подтвердила, что многих посетителей постоянной выставки «Сокровища Долины царей Тувы. Царский курган Аржаан-II» более всего интересуют именно люди: как они выглядели, предадут ли их вновь земле, и если да, то по каким канонам: того времени или нынешнего? Похоронят ли в золотом облачении?
Исследования костного материала нужно довести до конца, считает Ольга Монгуш. Мы должны иметь информационную базу, касающуюся результатов научных исследований. Она также сообщила, что в музее есть статья «Палеоантропологические материалы из кургана Аржаан-II» Татьяны Чикишевой, доктора биологических наук, сотрудника института СО РАН. Также есть немецкое издание, поскольку раскопки кургана «Аржаан-II» – совместный проект с Германией. В России этой книги, посвященной кочевым народам, в т.ч. и Туве, всего пять экземпляров. Ольга Монгуш сама привезла один из них в Туву. Только есть ли у нас специалисты, которые могут сделать хороший перевод, сомневается она.
– По всем направлениям кургану «Аржаан-II» нет равного в мире во всей Великой Степи, от Причерноморья до Северного Китая. Мы знаем: все, что находится в недрах, является собственностью государства, и то, что мы являемся хранителями и держателями фактически полной коллекции, для нас очень важно. Чем больше мы знаем, тем богаче становимся. Раньше костяки, найденные в курганах, снова закапывались. Есть две технологии, по которым можно воссоздать портретный облик царской четы: по Герасимову, т.е. классическая, и в 3D варианте, который используют криминалисты. Если мы сделаем научную реконструкцию найденных останков, образно говоря, мы можем взглянуть в лицо своих предков.
Что делать дальше? Захоронить – вернуть назад то, что взяли? Или упокоить в стеклянном саркофаге для будущих поколений, как это сделали в Республике Алтай с принцессой Укока? (так назвали мумию женщины, обнаруженной в 1993 в кургане на плато Укок. Вплоть до 2012 года, когда «принцесса Укока» была возвращена в республику, она находилась за ее пределами. Ученые из Новосибирского Академгородка провели большую работу по исследованию древней культуры. Они считают, что найденные захоронения принадлежат скифам и подтверждают предположение о том, что на территории Алтая издавна, не менее 4 тысяч лет до н.э., проживали народы европейской внешности, то есть скифы, прародители русских. Сейчас принцесса Укока помещена в специальный саркофаг в Национальном музее имени Анохина, в условиях особого режима температуры и влажности. Она закрыта для всеобщего обозрения, экспонируется только манекен с воссозданным на основе научных результатов обликом – Ред.).
Ради принцессы Укока люди едут туда тысячами. Наша зада-ча – сделать находки из кургана «Аржаан-II» своим брендом, поскольку на сегодня это самый ранний исторический памятник скифской культуры, что дает право Туве претендовать на роль прародины скифов, заключила свое выступление Ольга Монгуш.
Одним из самых волнующих вопросов для тех, кто принял участие в «круглом столе», был вопрос о внешнем облике «царя» и «царицы». Так, народный писатель Тувы Александр Даржай признался, что, думая об этом, он представляет своего деда, своих ближайших родственников. И это естественно, считает он. По поводу того, что делать дальше, заметил, что у тувинцев всегда был обычай: не тревожить дух усопших. Останки наших предков – это наше национальное достояние, это вопрос чести. Шаман Кара-оол Допчун-оол предложил учесть опыт разных государств, где для сохранения достояния мирового значения возводятся мавзолеи или саркофаги. Здесь бы они могли выглядеть в скифском стиле. Однако не исключает он и возможности захоронения.
Шолбан Кара-оол обратился к приглашенным ученым с вопросом о степени их участия в изучении уникальных находок. Демир Тулуш, научный сотрудник ТИГИ, считает, что проблема – в отсутствии кадров: нет своих антропологов. Нет оборудования для проведения исследований, говорит Урана Кавай-оол, профессор ТувГУ, доктор биологических наук, генетик. Генетики у нас есть, при наличии приборов мы сами смогли бы провести необходимые исследования. Лариса Доржу из НИИ медико-социальных проблем добавила, что есть ученые, которые выражают желание сотрудничать с нами, в частности, профессор Массачусетского университета, Института общей генетики им. Вавилова РАН Евгений Рогаев, член-корреспондент РАМН, профессор, директор Института терапии СО РАМН Михаил Воевода.
Прозвучали предложения о том, чтобы московские ученые, проводившие исследования, рассказали жителям республики об их результатах. Поднимался и вопрос о музеефикации (преобразование историко-культурных или природных объектов в объекты музейного показа с целью максимального сохранения и выявления их историко-культурной, научной, художественной ценности). Омак Ондар, исполнительный директор ТРО Русского географического общества, предложил создать целый комплекс, в котором будут находиться находки, на то же месте, где они были найдены.
Председатель Общественной палаты РТ Хонук-оол Монгуш подал идею, чтобы тувинские художники изобразили внешний облик царской четы, какими они их себе представляют. А место захоронения царских особ должны определить шаманы.
Республика намерена продолжить научную работу с останками, для чего необходимо сохранить частицы материалов для проведения серьезных научных исследований с тем, чтобы передать знания будущим поколениям. Кроме научной необходимости, есть и этическая сторона, которая, по мнению главы республики, не менее важна. Это прах предков, покой которых принято свято блюсти. Вопрос о захоронении Шолбан Кара-оол намерен обсудить с профессиональными экспертами и общественностью. По его убеждению, главное слово должно принадлежать народу, эксперты будут определять, в каком виде должно быть организовано захоронение.
На проработку всех вопросов и принятие организационных мер совместно с научными учреждениями, РГО и представителями Общественной палаты Министерству культуры Тувы дано полтора месяца.
Шолбан Кара-оол считает, что вопрос дальнейшей судьбы останков должен решаться всем населением республики: "Находки периода скифской цивилизации — это переворот в исторической науке. Тува — колыбель скифской культуры. Возвращение останков на родину воспринимается жителями Тувы благостно, оно успокоит духов земли. Это достояние народов Тувы".
По его мнению, ученые должны выступать в этой дискуссии в роли экспертов. И вот что считает по этому поводу Омак Ондар, заместитель руководителя Службы по охране объектов культурного наследия РТ:
— Вопрос изучения останков царя и царицы очень важен в научном плане не только сейчас, но и в будущем, поскольку наука не стоит на месте. Стремительное развитие ее технической базы с каждым годом открывает все новые возможности проникновения в тайны далекого прошлого с помощью различных методик и методологии исследований костных останков древних людей. Новейшие технологии определения генотипа, генетических исследований уже позволяют найти ответы на многие вопросы об этногенезе тувинцев, казавшиеся еще несколько лет неразрешимой загадкой.
А вопрос происхождения скифских племен остается до сих пор спорным: кто они, откуда пришли, каким был их антропологический, т.е. физический, вид? Все исследователи утверждают, что точные ответы на эти вопросы еще предстоит найти. Общеизвестно, что генотип скифов менялся с их продвижением под влиянием иных климатических условий, уклада жизни, смешением с завоеванными ими племенами. И в поздние периоды их антропологический тип имеет мало общего с антропологией народов, заселяющих Центральную Азию. Но результаты исследований артефактов курганов Аржаан-I и Аржаан-II все-таки свидетельствуют о том, что скифский мир зародился именно в центре Азии.
Это общий вывод. Но вся наука держится на детальном знании. А его явно недостаточно. И если мы просто захороним останки, то окончательно потеряем уникальный научный материал.
В то же время ни для кого не секрет, что населением, особенно в селах Пий-Хема, уже сами раскопки древних захоронений воспринимаются болезненно. И для того, чтобы снять это напряжение, конечно, стоит останки царской четы предать земле. Но при этом можно и нужно найти золотую середину.
Вариантов, на мой взгляд, много. Можно, например, музеефицировать курган Аржаан-II. Перезахоронить царскую чету, но при этом обеспечить свободный доступ к изучению останков. Оно даст возможность ответить на многие вопросы, в т.ч. научно-медицинские, бытовые. Очень многое они могут раскрыть для истории нашего тувинского народа, его этногенеза, развития. Там ведь есть и другие захоронения согласно погребальному ритуалу: женщин, воинов, младенцев. Исследования их уже дали ошеломляющие результаты. Например, выяснилось, что древние скифы освоили даже такую сложнейшую операцию, как трепанация черепа. С медицинской точки зрения, эта информация так же бесценна, как и материальные археологические предметы, уникальные по своей технике изготовления. Но даже сегодня исследования не завершены. И было бы очень жалко терять эти знания.
Например, по металлургии. Откуда это золото, оно ведь тоже разное?.. Какой пробы? Ученые, музейщики кое-что уже разгадали. В частности, пришли к выводу, что у скифов должны были быть печи для плавки золота. Ведь это не олово, чтобы расплавить золото, надо нагреть его до 1300 градусов. Чтобы изготовить ювелирные изделия, состоящие из мельчайших деталей, нужен целый набор специальных инструментов, нужны наконец, как сейчас говорят, производственные условия. Как их создавали для мастеров кочевые племена? Пока наука этого не знает, но наверняка докопается до истины. Даже по сравнению с тем, чем располагала наука 13 лет назад, — сейчас у ученых совершенно другие условия, появились нанотехнологии. А что будет дальше? Поэтому очень важно сохранить материал для дальнейшего изучения.
Сделать бы Долину царей Национальным парком или еще чем-то, чтобы туристы, население знакомилось с Аржааном-I и Аржааном-II. В Пий-Хемском районе есть люди, которые могут за это взяться. Нужно оказать им мощную первоначальную поддержку. Там даже есть очень активная женщина, учитель истории Аржаанской средней школы. Вот в Хакасии очень много музеев, и под открытым небом в том числе.
— Что бы вы конкретно предложили?
— Если пофантазировать… Курган Аржаан-II, могилу № 5 (где нашли царя и царицу) расконсервировать, сделать имитацию первоначальных условий захоронения и, согласно обрядам, поместить царскую чету туда же, где были найдены ее останки. Но так, чтобы научное сообщество могло иметь доступ для изучения. При этом создать условия для того, чтобы останки не разрушались. Технически эта задача вполне решаема. Мы еще можем сохранить артефакты, найденные в курганах. Пока можем. С каждым годом шансов остается все меньше. Поэтому глава республики поставил вопрос о дальнейшем изучении и перезахоронении останков вовремя.
Елена Чадамба, "Тувинская правда"
Похожие новости:
Комментариев пока еще нет. Вы можете стать первым!
Добавить комментарий!