Теодор Левин: Я сильно ошибался. Интерес к тувинской музыке не утрачен. Он не только продолжается, но и сильно растет
Об этом американский ученый, профессор музыки, доктор философии, магистр искусств, почетный участник симпозиума Теодор Левин заявил на научной конференции «Хоомей – феномен народов Центральной Азии». Она состоялась в первом зале заседаний Дома Правительства республики.
В своем обращении к собравшимся ученый признался, что очень ошибался, когда говорит о недолговечности интереса мировой публики к тувинской музыке:
- Когда я впервые увидел гастролирующих в США тувинских музыкантов, это было в начале 1990-х, то им посоветовал так: ребята, берегите свои деньги. Потому что интерес к тувинской музыке не будет долгим. Мир капризный. Через несколько, наверное, какая-то другая музыка придет. Из Африки, из Карибского моря. И тогда интерес мира будет обращен туда. Но сегодня мне очень приятно признать, что я ошибался. Можно смело сказать, что сильно ошибался. Потому что сегодня интерес к тувинской музыке не только продолжается, но и сильно растет.
Оказывается, это был не каприз и не случайность. Я считаю, что в тувинской музыке есть какая-то сущность, которая принадлежит нам всем. Это на сегодняшний день это имеет очень почетное место в лексиконе мировой музыки. Является в самом деле классикой мировой музыки. Это тоже не случайно, потому что тувинская музыка не стояла на месте. Она постоянно меняется, развивается благодаря усилиям, вкладу, содействию многих и многих лиц здесь в Туве. В том числе, конечно, сами музыканты, также это поддержка ученых, поддержка правительства, поддержка самого тувинского народа. Поэтому я думаю есть очень много, чем гордиться. Когда я впервые приехал в Туву в 1987 году, меня приняли здесь очень хорошо, с щедростью, гостеприимством. И у меня была возможность довести до конца экспедицию вместе с Зоей Кыргыс, и другими учеными из США. В течение двух лет мы проводили экспедицию по всей Туве. Добыли еще много очень интересного материала. Я рад сказать вам, что сегодня я привез обратно в Туву все записи, которые мы собрали в те годы и сегодня мы их дарим тувинскому народу, передаем институту и организациям эти записи. Так что это тоже маленький вклад в сокровищницу тувинской музыки. Спасибо вам большое!
Напомним, научная конференция «Хоомей – феномен народов Центральной Азии» состоялась в рамках VI Международного этномузыкологического симпозиума, посвященного изучению горлового пения, который стартовал в столице республики Кызыле 13 июня. Ее работа началась с пленарного заседания, которое открыл первый заместитель председателя Правительства Тувы Шолбан-оол Иргит. Он тепло поприветствовал участников конференции, отметив, что ее представительность значительно выросла – в нынешнем заседании принимают участие представители Австралии, Венгрии, Китая, Латвии, Монголии, Норвегии, Турции, США, Японии, а также регионов России – Кемеровской, Новосибирской областей, республик Алтай, Башкортостан и других. Уже одно это свидетельствует о признании уникального искусства, родиной которого является Тува, во всем мире. Шолбан-оол Иргит пожелал конференции плодотворной работы и новых открытий в древнем певческом искусстве.
На пленарном заседании конференции были представлены доклады доктора искусствоведения Зои Кыргыс (Россия, Тува) об особенностях исполнительства тувинского горлового пения. В числе основных выступлений прозвучало также исследование доктора медицинских наук, профессора, проректора Новосибирского государственного медицинского университета Елены Потеряевой (Россия) – она представила итоги 11-летней работы по оценке состояния и функциональных резервов кардиореспираторной системы у исполнителей хоомея. Культуролог Валентина Сузукей (Россия, Тува) подготовила к конференции доклад о древнетюркских корнях тувинской музыки. О культурных связях Тувы и Японии, в которых горловое пение занимает значительное место, рассказал делегат из Страны Восходящего солнца Макигами Коичи. Вице-председатель Ассоциации монгольского горлового пения Цеден Иш (Улан-Батор) провел параллели между монгольским и тувинским вариантами исполнительского искусства горловиков.
После пленарного заседания работа конференции продолжилась тематическими докладами по секциям.
В своем обращении к собравшимся ученый признался, что очень ошибался, когда говорит о недолговечности интереса мировой публики к тувинской музыке:
- Когда я впервые увидел гастролирующих в США тувинских музыкантов, это было в начале 1990-х, то им посоветовал так: ребята, берегите свои деньги. Потому что интерес к тувинской музыке не будет долгим. Мир капризный. Через несколько, наверное, какая-то другая музыка придет. Из Африки, из Карибского моря. И тогда интерес мира будет обращен туда. Но сегодня мне очень приятно признать, что я ошибался. Можно смело сказать, что сильно ошибался. Потому что сегодня интерес к тувинской музыке не только продолжается, но и сильно растет.
Оказывается, это был не каприз и не случайность. Я считаю, что в тувинской музыке есть какая-то сущность, которая принадлежит нам всем. Это на сегодняшний день это имеет очень почетное место в лексиконе мировой музыки. Является в самом деле классикой мировой музыки. Это тоже не случайно, потому что тувинская музыка не стояла на месте. Она постоянно меняется, развивается благодаря усилиям, вкладу, содействию многих и многих лиц здесь в Туве. В том числе, конечно, сами музыканты, также это поддержка ученых, поддержка правительства, поддержка самого тувинского народа. Поэтому я думаю есть очень много, чем гордиться. Когда я впервые приехал в Туву в 1987 году, меня приняли здесь очень хорошо, с щедростью, гостеприимством. И у меня была возможность довести до конца экспедицию вместе с Зоей Кыргыс, и другими учеными из США. В течение двух лет мы проводили экспедицию по всей Туве. Добыли еще много очень интересного материала. Я рад сказать вам, что сегодня я привез обратно в Туву все записи, которые мы собрали в те годы и сегодня мы их дарим тувинскому народу, передаем институту и организациям эти записи. Так что это тоже маленький вклад в сокровищницу тувинской музыки. Спасибо вам большое!
Напомним, научная конференция «Хоомей – феномен народов Центральной Азии» состоялась в рамках VI Международного этномузыкологического симпозиума, посвященного изучению горлового пения, который стартовал в столице республики Кызыле 13 июня. Ее работа началась с пленарного заседания, которое открыл первый заместитель председателя Правительства Тувы Шолбан-оол Иргит. Он тепло поприветствовал участников конференции, отметив, что ее представительность значительно выросла – в нынешнем заседании принимают участие представители Австралии, Венгрии, Китая, Латвии, Монголии, Норвегии, Турции, США, Японии, а также регионов России – Кемеровской, Новосибирской областей, республик Алтай, Башкортостан и других. Уже одно это свидетельствует о признании уникального искусства, родиной которого является Тува, во всем мире. Шолбан-оол Иргит пожелал конференции плодотворной работы и новых открытий в древнем певческом искусстве.
На пленарном заседании конференции были представлены доклады доктора искусствоведения Зои Кыргыс (Россия, Тува) об особенностях исполнительства тувинского горлового пения. В числе основных выступлений прозвучало также исследование доктора медицинских наук, профессора, проректора Новосибирского государственного медицинского университета Елены Потеряевой (Россия) – она представила итоги 11-летней работы по оценке состояния и функциональных резервов кардиореспираторной системы у исполнителей хоомея. Культуролог Валентина Сузукей (Россия, Тува) подготовила к конференции доклад о древнетюркских корнях тувинской музыки. О культурных связях Тувы и Японии, в которых горловое пение занимает значительное место, рассказал делегат из Страны Восходящего солнца Макигами Коичи. Вице-председатель Ассоциации монгольского горлового пения Цеден Иш (Улан-Батор) провел параллели между монгольским и тувинским вариантами исполнительского искусства горловиков.
После пленарного заседания работа конференции продолжилась тематическими докладами по секциям.
gov.tuva.ru
Похожие новости:
Комментариев пока еще нет. Вы можете стать первым!
Добавить комментарий!