3 апреля в Центре развития тувинской традиционной культуры и ремесел состоялся круглый стол под руководством министра культуры Тувы Вячеслава Донгака с участием научных сотрудников Международного научного центра «Хоомей», деятелей культуры, музыкантов, артистов Тувинского национального оркестра, педагогов образовательных учреждений сферы культуры – Кызылского колледжа искусств им. А. Б. Чыргал-оола, Республиканском школы искусств им. Р. Кендендбиля, музыкальных школ с районов республики. На повестке дня было обсуждение основных проблем преподавания жемчужины Тувы – хоомея и создание Академии Хоомея в Кызыле.
Министр культуры Вячеслав Донгак, поприветствовав собравшихся, определил цель круглого стола – найти пути решения вопросов, остро стоящих перед теми, кто болеет за национальную культуру: «Сегодня экспорт хоомея осуществляется очень активно опережая вклад мастеров, занимающихся хоомеем. Необходимо привести на должный уровень образовательную базу. Музыкальные школы нашей республики опустились до уровня кружковой работы, а они должны быть главными в предкадровой подготовке. Идет снижение интереса детей к хоомею и к национальным инструментам. Это можно наблюдать на примере ансамбля «Сарадак». Он уже не такой как пять-шесть лет назад. Нам необходимо вдумчиво, учитывая все нюансы, разработать проект создания Академии хоомея и заложить основу в следующем году. В этом году перед нами задача – выпустить учебники по хоомею. Тем более наработки уже имеются. 19 апреля на коллегии Минкультуры мы более детально рассмотрим проблемы хоомея. Будет жесткий разговор по образованию в музыкальных школах».
Сотрудник отдела кадров Министерства культуры Айлана Бижик в своем докладе представила печальную статистику – из 32 музыкальных школ в Туве лишь в 13 преподается хоомей, из них только в 6 школах – преподавание на должном уровне. Даже в ведущих школах уже не обучают хоомею. Это связано со слабой подготовкой кадров и отсутствием учебных программ.
Директор Центра тувинской культуры Конгар-оол Ондар в своем докладе подчеркнул, что особенность тувинского горлового пения в тувинском языке. Обучаясь горловому пению в Академии Хоомея, студенты, съехавшиеся с разных уголков мира, должны изучать тувинский язык. Он так же высказал мнение, нашедшее одобрение у всех участников – студенты должны хорошо разбираться в географии Тувы, знать все масти лошадей и уметь распознавать конные принадлежности. Без знания всего этого человек не сможет понять то, о чем он поет. Так же необходимо ввести в программу дисциплину, где будут изучать биографии известных хомеистов, стили хоомея, которые они исполняют. К своим коллегам из Национального оркестра и известных ансамблей «Алаш», «Чиргилчин», «Тыва», «Хун-Хурту» он обратился с предложением давать время от времени мастер-классы в своих родных селах, проводить дружеские встречи со школьниками, на личном примере показывая, что хоомей может привести всенародную любовь и славу, дать возможность объездить многие страны.
Еще одна серьезная проблема, тормозящая процесс развития хоомея в республике – дороговизна национальных инструментов. Известный хоомейжи и мастер национальных инструментов Алдар Тамдын сказал, что все национальные инструменты ручной работы, требуют больших вложений и отдачи, поэтому и дорогие. Поступило предложение изготавливать инструменты попроще из экономичных материалов специально для детей. С этим не все согласились, так как тогда инструменты будут не качественными, и звуки будут не чистыми. Конгар-оол Ондар сказал, что вопрос могли бы решить спонсоры. Для этого, конечно же, нужны хорошие менеджеры.
Народный писатель Александр Даржай признался, что хоомей – это его национальная гордость: «Наши хоомеисты имитируют звуки родной природы. Здесь шелест листьев, ржание коней, блеяние овец». Многие годы работавший в сфере госслужбы, он выступил с предложением, что в Академии Хоомея, помимо музыкантов и хомеистов, необходимо нужно воспитывать своих продюсеров и менеджеров. Так же он выступил в защиту народного пения, считая, что именно с нее берет начало хоомей.
На круглом столе речь шла и о необходимости добиваться включения хоомея в реестр объектов нематериального культурного наследия ЮНЕСКО.
После четырехчасового обсуждения без перерыва заместитель министра культуры Марьятта Бадыргы резюмировала все высказывания специалистов и подвела итоги Круглого стола.
В первую очередь нужно создать учебно-методический совет, который проследит за тем, чтобы были разработаны учебные программы для преподавания хоомея и вышли в свет учебники по хоомею, «Азбука хоомея». Министерство культуры Тувы берет на себя разработку концепции целевой программы по развитию хоомея. Тувинскому оркестру национальных инструментов было дано задание записать хоомей для детей в доступной для них форме и выпустить диск. Это поспособствует тому, что для детей с самого раннего дошкольного возраста звуки хоомея будут родными и естественными. Владеть искусством хоомея для любого тувинца станет нормой, и все последующие поколения будут помнить, что горловое пение берет истоки из Тувы. Было решено разработать законопроекты по социальной гарантии хомеистов. Создавать доступные по цене инструменты. Центру непрерывного образования необходимо легализовать квалификацию «преподаватель хоомея». По рекомендации Откуна Достая взять пример с Федерации сумо и дать пройти начинающим хомеистам все этапы, несмотря ни на какие звания и славу кандидатов. Необходимо ввести в программу Академии Хоомея этнографию, георгафию Тувы и тувинский язык. Артистам хоомея активно заниматься популяризацией профессии в родных селениях. Для этого Минкультуры РТ готово выделить дополнительные средства для командировок.
Заложено только начало большой работы по развитию хоомея в Туве –
родине этого уникального искусства. Впереди еще много работы. Одним из ее направлений является проведение самого ожидаемого события лета 2013 года – VI Международного симпозиума «Хоомей-2013», который состоится в Кызыле с 13 по 17 июня.
Другие новости по теме:
В Туве обсудили основные вопросы преподавания хоомея.
В Туве обсудили основные вопросы преподавания хоомея
Напечатать Комментарии (0)