Официальный сайт Министерства культуры Республики Тыва » Новости культуры » Книжная выставка к 120-летию со дня рождения Монгуш Буян-Бадыргы

Книжная выставка к 120-летию со дня рождения Монгуш Буян-Бадыргы

Написал Minkult
//
27 апреля 2012
//
//

Книжная выставка к 120-летию со дня рождения Монгуш Буян-БадыргыВ отделе национальной и краеведческой литературы Национальной библиотеки ми. А. С. Пушкина, состоялось открытие книжной выставки и обзор литературы к 120-летнему юбилею со дня рождения государственного деятеля Буян-Бадыргы Монгуш. На книжной выставке предствлены книги, статьи из книг, газет на русском и тувинском языках посвященные одному из выдающихся политических деятелей Тувы, основателю первого тувинского государства Танну-Тува-Улус. А также на выставке предствлен подготовленный и выпущенный НБ к юбилею рекомендательный указатель литературы "Монгуш Буян-Бадыргы".

 

В последние годы к жизни и деятельности Монгуша Буян-Бадыргы, гун нойона Даа хошуна, одного из основателей и первых руководителей независимого государства тувинского народа – Тувинской Народной Республики, проявляется огромный интерес. Это вполне понятно, так как в истории Тувы советского периода его жизнь и политическая деятельность получили необъективную оценку и были преданы забвению.

 

Поэтому с целью правдивого и объективного освещения жизни и деятельности Буян-Бадыргы на основе вновь выявленных источников мне хотелось бы кратко остановиться на недостаточно изученных аспектах пройденного пути этой неординарной личности. Он по праву является неординарной личностью и занимает особое место в истории Тувы, с одной стороны, как один из крупных и дальновидных правителей дореволюционной Тувы, с другой, как один из создателей и первых руководителей суверенного государства тувинского народа – ТНР.

 

Буян-Бадыргы прожил недолгую, но очень яркую жизнь. Родился он в 1892 г. в местечке Аянгаты Барун-Хемчикского хошуна в семье арата Номчула. В младенческом возрасте он был усыновлен широко известным и авторитетным нойоном Даа хошуна Хайдыпом, в семье которого он воспитывался, как его наследник, и формировался, как личность.

 

В 1909 г. после смерти нойона Хайдыпа 17-летний Буян-Бадыргы, как его законный наследник, становится нойоном Даа хошуна.

 

По этому поводу посетивший Туву в 1906-1909 гг. русский исследователь Вс. Родевич писал: «На место умершего князя Хайдуба (Хайдыпа) Хемчикским князем был утвержден в Улясутае родственник его (т.е. приемный сын – М.М.), молодой, малообразованный сойот (тувинец). Политика его по отношению к русскимеще не выяснилась, своими же, Хемчикскими сойотами, он начал управлять круто… Новому князю вверен лишь Хемчикский хошун, а княжество Бейси (Бээзи – М.М.) ему не подчинено». Это далеко не полная, составленная по слухам характеристика, страдает рядом ошибок и неточностей. Названный им «малообразованный» Буян-Бадыргы, в действительности, был для своего времени высокообразованным человеком. Он с малых лет овладел монгольской и тибетской грамотой, благодаря своему наставнику приемному отцу – нойону Хайдыпу. Он также неплохо знал русский язык.

 

Если говорить о внешнем облике Буян-Бадыргы, то он был очень красивым и общительным человеком. Встречавшиеся с ним в конце 20-х годов В. Мачавариани и С. Третьяков писали о нем так: «Он знаменит в Туве своей образованностью, совершенно не тувинской чистоплотностью, национализмом, рьяной защитой интересов богачей и лам… Он низенький, с европейским лицом. Даже монгольских скул нет. Однако и по отцовской и по материнской линии – это чистокровный тувинец. Одет он был в прекрасную шубу-халат, крытую узорчатым китайским шелком, застегнутый на блестящие стальные пуговицы с изящной китайской резьбой. Хорошая соболья шапка опущена на уши… Руки абсолютно чистые с маленьким маникюром». Приведенные факты свидетельствуют не только об образованности, но и о высоком уровне культуры этого человека.

 

В результате национально-освободительного движения в 1911-1912 гг. тувинский народ освободился от полуторовекового владычества Цинской империи и перед ним встал вопрос о дальнейшей судьбе Тувы.

 

Некоторая часть тувинских нойонов и чиновников хотели присоединить Туву к Монголии. Остальные стали просить о принятии русского подданства. Шла борьба между ними за власть над Тувой. 15 февраля 1902 г. амбын нойон Комбу-Доржу подал на имя царя прошение о принятии Тувы под покровительство России. 13 июня нойон Даа хошуна Буян-Бадыргы, как и нойоны хошунов Тоджа и Салчак, обратился к Чжалханза кутукте (богдо-гегену) принять его хошун и жителей хошуна в качестве подданных Монголии.

 

Однако, Буян-Бадыргы, пересмотрев свою позицию, 26 октября 1913 г. подал прощение на имя российского царя о принятии Тувы под его покровительство.

 

В нем, в частности, говорилось: «Ныне с упразднением в Китае маньчжурской династии и с провозглашением Монголией своей независимости я и мой хошун остались без покровительства, а существовать самостоятельно мы, урянхи, по-прежнему, не можем, а потому Я и мои духовные и светские феодалы, чиновники и весь народ после тщательного продолжительного обдумывания создавшегося положения единодушно решили просить великого цаган-хана принять весь хошун под свою державную руку и покровительство, оставив нам, если это будет признано возможным, т. е. немногие особенности нашего быта, которые изложены в отдельном списке».

 

Эти официальные прошения тувинских чиновников, в том числе нойона Буян-Бадыргы, послужили формальной международной правовой основой для объявления протектората над Тувой. 29 марта 1914 г. в связи с этими прошениями министр иностранных дел С. Д. Сазонов обратился к царю Николаю II с докладной запиской о возможности удовлетворить эти прошения принятиям населения Урянхайского края под русское покровительство. Николай II собственноручно начертал на этой докладной записке: «Согласен. Ливадия, 4 апреля 1914 г.».

 

После установления протектората России над Тувой амбын нойон Комбу-Доржу и другие правители хошунов написали ручательства царю. 17 июля 1914 года Тушээ гун нойон Буян-Бадыргы написал следующее ручательство: «С объявлением через заведующего пограничными делами Усинского округа и воспоследовавшем Всемилейшем соизволении его императорского Величества Государя императора, самодержца Всероссийского, о принятии моих десяти сумонов под покровительство Государя Императора, я, гун Буян-Бадыргы, с чувством радости и благоговения, сейчас же совершил молебствие в 9 монастырях, вознеся божеству Цаган-Дара молитвы, прочитанные 10 тысяч раз о здравии и благоденствии Его Императорского Величества, и, преклонившись по направлению трона, дал уверение в том, что отныне не буду иметь никаких самостоятельных, непосредственных отношений с Монголией и прочими иностранными государствами…».

 

Сложная обстановка в Туве образовалась в первые годы советской власти и в годы гражданской войны. 18 июля 1918 г. на совместном заседании представителей русского и тувинского населения было принято решение о предоставлении тувинцам права на самоопределение. Однако, тот вопрос не получил решения, так как здесь бесчинствовали белогвардейские отряды, оккупационные отряды китайских милитаристов и монгольских феодалов, активизирующие свои притязания на Туву.

 

Такая обстановка приводила в растерянность нойонов и чиновников, искавших защиту как со стороны Китая и Монголии, так и России. Нойон Даа хошуна Буян-Бадыргы высказал следующие свои соображения: тувинцы бессильны противостоять вмешательству монголов и китайцев, так как российское правительство до сих пор не могло ничего сделать, чтобы они вмешивались. Тувинцы перешли под покровительство России, но теперь царя не стало и они считают себя свободными. При этом он ссылался на 11 статью Кяхтинского соглашения, по которой Урянхайский край, якобы, должен войти в состав Монголии.

 

После установления колчаковского режима в Туве в июле 1918 г. он (режим) стал проводить политику царского правительства восстановления в ней протектората России. В этих сложных условиях часть нойонов и высших лам снова стали выражать свое желание не порывать связи с Россией, оставаться под ее властью, не говоря об аратских массах.

 

В частности, Буян-Бадыргы писал комиссару Урянхайского края Турчанинову. Он и другие чиновники и ламы были, мол, введены в заблуждение и теперь раскаиваются, и просят российского комиссара «облегчить их вину» и принять под покровительство России, и обязуются все сношения с Китаем и Монголией «навсегда прекратить». Как показала дальнейшая его жизнь и деятельность, он был верен своему слову.

 

Говоря о деятельности Буян-Бадыргы, нельзя, не сказать о его большой роли в создании и становлении первого суверенного государства тувинского народа – Тувинской Народной Республики (ТНР). На совещании представителей двух Хемчикских хошунов Тувы и русской делегации во главе с представителем Сибревкома И.Г. Сафьяновым 25-26 июня 1921 г. Буян-Бадыргы от имени представителей двух Хемчикских хошунов заявил: «Вопрос о самостоятельности края (т.е. Тувы) для них старый, давно наболевший вопрос. Урянхайский народ уже не первый год ведет борьбу за свое освобождение, но благодаря своей слабости неможет добиться полного раскрепощения и в результате тяжелой борьбы, сбросив одних, получает еще более сильных насильников, более ненавистных. В настоящий момент, когда урянхайский народ чувствует за собой крепкую защиту в лице Советского правительства России, условия для самоопределения народа наиболее благоприятные, чем когда-либо».

 

По данному вопросу принимается следующая резолюция: «Мы представители двух хемчикских хошунов, обсудив заявление русской делегации об отношении к нам Советского правительства России, находим, что единственным самым верным и лучшим путем дальнейшей жизни нашего народа будет именно путь достижения самостоятельности нашей страны. Решение вопроса о самостоятельности Урянхая в окончательной форме мы переносим на будущий общий урянхайский съезд, где будем настаивать на нашем теперешнем постановлении. Представителями Советской России просим поддерживать нас на этом съезде в нашем желании о самоопределении».

 

В соответствии с данной резолюцией 13-15 августа 1921 г. в местечке Суг-Бажы состоялся Всетувинский учредительный хурал (съезд). Председателем этого судьбоносного для тувинского народа съезда избирается один из наиболее талантливых и дальновидных деятелей того времени гун-нойон Монгуш Буян-Бадыргы.

 

Избрание Буян-Бадыргы Председателем такого судьбоносного для тувинского народа собрания представителями всех 8 хошунов Тувы говорит о многом. Он был наиболее авторитетным и грамотным среди тувинских правителей того времени. Поэтому велика роль Буян-Бадыргы в подготовке и проведении столь представительного собрания. Он хорошо сознавал ответственность, возложенную на него по проведению данного Хурала. Он говорил, что «права каждого гражданина (т.е. участника данного собрания) определяются его деятельностью и тем положением, на которое его выдвинула жизнь, весь народ». Буян-Бадыргы принимал активное участие в создании проекта Конституции, выработанного представителями Хемчикских хошунов. Этот проект лег в основу первой конституции ТНР, принятой на Всетувинском Учредительном Хурале в 1921 г. По этому поводу он говорил: «Мы хемчикские хошуны, еще дома выработали все параграфы предложенного на съезде проекта, кроме пяти».

 

Съезд открыл с приветственным словом, представитель Сибревкома И.Г. Сафьянов. Он говорил: «Данный съезд Танну-Тува улус (народа Урянхая) имеет для страны величайшее историческое значение. Съезду, которого мы так долго ждали и на пути, к которому было так много препятствий, предстоит серьезная работа. Он (съезд) должен установить новый порядок жизни, в котором не для кого не было бы несправедливости. Должно найти в себе силы, чтобы повести народ к свободе».

 

Всетувинский хурал провозгласил образование первого в истории тувинского народа самостоятельного, независимого государства – Тувинской Народной Республики (ТНР). «Народная Республика Танну-Тува – говорилось в резолюции Хурала – является свободным, ни от кого не зависящим в своих внутренних делах, государством свободного народа. В международных же сношениях Республика Танну-Тува действует под покровительством Российской Социалистической Федеративной Советской республики».

 

Всетувинский Хурал утвердил первую конституцию ТНР. Созданы органы народной власти в Центре и на местах: Великий Хурал (верховная власть), Центральный Совет (правительство). Были созданы четыре министерства иностранных дел, внутренних дел, юстиции, военных дел, а в конце 1922 г. и пятое – Министерство финансов и др.

 

Так, тувинский народ в своей многовековой истории создал свое независимое государство, которое соответствовало вековым чаяниям народа и открыло широчайшую возможность самостоятельного национального развития.

 

Советское правительство приветствовало образование нового государства и 14 сентября 1921 г. направило обращение через народного комиссара по иностранным делам РСФСР Г.В. Чичерина тувинскому народу. В нем говорилось «…рабоче-крестьянское правительство России, выражающее волю трудящихся масс, торжественно объявляет, что отнюдь не рассматривает Урянхайский край как свою территорию и никаких видов на него не имеет».

 

Первые годы после образования ТНР Буян-Бадыргы занимал руководящие посты в правительстве и ЦК ТНРП. Первые же дни образования ТНР он был членом Центрального совета (Правительства) Танну-Тувинского народно-революционного правительства. С 1922 по 1924 гг. был заместителем председателя Совета Министров ТНР, с 1924 по 1925 гг. – председателем Совета Министров ТНР.

 

Будучи главой правительства и министром иностранных дел ТНР, Буян-Бадыргы возглавлял правительственную делегацию на тройственной конференции представителей СССР, ТНР и МНР (26 июля 1924 г.), которая рассмотрела вопрос, выдвинутый группой тувинских и монгольских феодалов о ликвидации самостоятельности ТНР и присоединении ее к Монголии. Буян-Бадыргы, как руководитель делегации, твердо проводил линию Правительства о независимости ТНР. Как известно, результатом Тройственной конференции было признание Тувинской Народной Республики как независимого суверенного государства. В ноябре 1925 г. II Великий Хурал МНР решил признать между МНР и ТНР о взаимном признании независимости друг друга и об обмене дипломатическими представительствами.

 

В октябре 1925 г. ЦК ТНРП ввел пост Генерального секретаря и создал Политбюро. В том же году Буян-Бадыргы избирается первым Генеральным секретарем ЦК ТНРП. После избирания он поддержал решение II съезда партии в 1923 г. о создании молодежной организации. Он, как почетный председатель, успешно провел I съезд Тувинского Революционного Союза Молодежи, состоявшийся 20 декабря 1925 г. Съезд принял программу, утвердил устав и избрал ЦК ТРСМ во главе с Иргитом Шагдыржапом. В 1926 г. Буян-Бадыргы, по его личной просьбе, был освобожден от должности Генерального секретаря. Несмотря на предложение представителя Коминтерна С.А. Нацова (Шойжелова) вновь избрать его Генеральным секретарем. V съезд ТНРП, состоявшийся 8-13 октября 1926 г., Генеральным секретарем избрал М. Соднама. В своем выступлении С.А. Нацов говорил: «Товарищ Буян-Бадыргы, работая в руководстве аратской партии, сделал и делает много для дальнейшего развития партии. Особенно нужно отметить, что создана связь с Коммунистическим Интернационалом, партия стала членом крестьянского интернационала. Все это чья же заслуга? Все это является заслугой только тов. Буян-Бадыргы. От имени III Коммунистического Интернационала предлагаю избрать Генеральным Секретарем ЦК партии нового состава тов. Буян-Бадыргы».

 

В 1926 г. Буян-Бадыргы был министром ТНР, а в 1928-1929 гг. работал секретарем Малого Хурала и одновременно являлся заведующим следственным отделом внутренней охраны страны.

 

Так, Буян-Бадыргы, занимавший на протяжении ряда лет ключевые посты в Правительстве и ЦК ТНРП сделал много по укреплению независимости ТНР и ее становлению как суверенного государства. Со времени образования ТНР, в котором он принимал самое активное и непосредственное участие, пересмотрел свою прежнюю позицию, считаясь со свершившимся фактом – с созданием государства трудящихся аратов. Этому, безусловно, способствовали его природный ум и образованность. Глубоко сознавая значимость этого события в будущем своей страны и народа, он говорил: «Настало время аратов, они правят страной и нам нужно уходить. Я буду рад, если мне разрешат и далее писать законы республики». Он говорил о необходимости создания национальной письменности, о равноправном положении женщин и мужчин.

 

Во время встречи с В. Мачавариани и С. Третьяковым Буян-Бадыргы говорил: «Мы народ неграмотный. Нет даже своей письменности. А как без этого выходить на международную арену…», «народ мы маленький, нам нужно расти. Чтоб существовать, мы должны питать достаточное уважение к женщине». Судя по этим высказываниям, видно, что Буян-Бадыргы хорошо понимал приоритетные вопросы дальнейшего развития ТНР как независимого государства.

 

О Буян-Бадыргы, сыгравшем большую роль в создании и становлении ТНР, советник Тувинского правительства П. Медведев, хорошо знавший его со времени работы Всетувинского Учредительного Хурала 1921 г., писал как о человеке с твердым характером, инициативном, отличающимся большой справедливостью и гуманностью и оказавшем большую услугу народной революции.

 

Весной 1930 г. Буян-Бадыргы, в числе других, без предварительного следствия, был арестован по обвинению в поддержке левоуклонистской группы, якобы, проводившей политику, несоответствующую принципам аратской идеологии, исключен из ТНРП и снят с занимаемой должности.

 

Ему предъявили обвинение, что, будучи на руководящих должностях партии и правительства ТНР, он осуществлял левоуклонистскую политику, ориентировал экономику Тувы на частную собственность. Его также необоснованно обвинили в организации мятежей 1924 и 1930 годов.

 

22 марта 1932 г. на заседании Верховного Совета (Политбюро) партии было утверждено постановление коллегии внутренних дел ТНР о расстреле Буян-Бадыргы, приговоренного к смертной казни согласно статье 41 Уголовного кодекса ТНР.

 

Постановлением Республиканской комиссии по реабилитации жертв политических репрессий от 4 января 1994 г. Буян-Бадыргы за отсутствием состава преступления был реабилитирован, однако, юридически этот факт не был закреплен. Только 27 июля 2007 г. Председатель Правительства РТ Ш.В. Кара-оол подписал Указ «О политической реабилитации государственных деятелей Тувинской Народной Республики и граждан, подвергнутых политическим репрессиям на территории ТНР в 1920-1930 гг.», в котором доброе имя основателя Тувинской государственности Монгуша Буян-Бадыргы было окончательно восстановлено.

 

 по  информации http://liibrary.ru    

http://museum.tuva.ru

Комментариев пока еще нет. Вы можете стать первым!

Добавить комментарий!


ОФИЦИАЛЬНЫЙ ПОРТАЛ РЕСПУБЛИКИ ТЫВА ВЕРХОВНЫЙ ХУРАЛ (ПАРЛАМЕНТ) РЕСПУБЛИКИ ТЫВА ГОССЛУЖБА
МИНИСТЕРСТВО КУЛЬТУРЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ГОД Экологии ОФИЦИАЛЬНЫЙ САЙТ ФЦП КУЛЬТУРА РОССИИ (2012-2018 ГОДЫ)
ПОРТАЛ ОТКРЫТЫХ ДАННЫХ РЕСПУБЛИКИ ТЫВА ПОРТАЛ ГОСУДАРСТВЕННЫХ УСЛУГ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПРАВОВОЙ ПОРТАЛ В СФЕРЕ КУЛЬТУРЫ
ОФИЦИАЛЬНЫЙ САЙТ ПРАВИТЕЛЬСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПОРТАЛ КУЛЬТУРНОГО НАСЛЕДИЯ РОССИИ


-->