Официальный сайт Министерства культуры Республики Тыва » Новости » В Кызыле определили лучших мастеров межрегионального скульптурного симпозиума «Деревянная резьба в творчестве мастеров Центральной Азии»

В Кызыле определили лучших мастеров межрегионального скульптурного симпозиума «Деревянная резьба в творчестве мастеров Центральной Азии»

Победителями конкурса по деревянной скульптуре стали мастера из Хакасии и Тувы.
В минувшее воскресенье в Кызыле в Центре развития тувинской традиционной культуры и ремесел подвели итоги первого межрегионального скульптурного симпозиума по деревянной резьбе «Деревянная резьба в творчестве мастеров в Центральной Азии». Мероприятие было посвящено 120-летнему юбилею со дня рождения народного мастера, резчика по дереву, мастера-изготовителя национальных музыкальных инструментов Донгака Окаанчыка (Окаанчика), который отмечался в Туве 15 июля 2016 года. Организаторы симпозиума – министерство культуры Тувы, Союз художников Тувы и Национальный музей имени Алдан Маадыр.
Практическая часть симпозиума проходила на территории центра. Здесь девять мастеров из Тувы и Хакасии трудились над деревянными скульптурами. Согласно условиям конкурса, за десять дней работы участники должны были вырезать из кедровых заготовок малые архитектурные формы, связанные с образами из народных сказаний, сказок, легенд народов Центральной Азии. 
Точно в срок, к утру 24 июля во дворе центра публике и жюри были представлены девять деревянных скульптур, отражавших идеи своих создателей:

«Дух старого охотника» - Салчак Экер-оол Сергеевич;
«Будущий воин» - Чертыков Василий Иванович;
«Хамнын кайгызы» («Зов шамана») – Саая Мерген Владимирович;
«Бюст Донгака Окаанчыка» - Баранмаа Александр Насович;
«Субедей-Маадыр» - Ооржак Юрий Дажыевич;
«Укротитель»- Ендан Шораан Чедер-оолович;
«Хоомейжи» - Хомушку Арбак Валерьевич;
«Адазынын оглу» («Сын своего отца») - Дупчур Александр Сергеевич;
«Чер пагазы» («Черепаха») - Монгуш Артыш Борбак-оолович.

Все скульптуры отличаются небольшими размерами – участникам изначально предоставили одинаковые деревянные отрезки из подсушенного кедра. Однако все воплощенные идеи, несмотря на то, что участники много дней работали бок о бок, совершенно разные. 
«Адазынын оглу» Александра Дупчура – образ лукавого малыша, горделиво позирующего в одежде своего отца-борца. Как рассказал Александр, эту идею он уже воплощал ранее в графическом рисунке – по заказу борца-хурешиста, который попросил мастера нарисовать его маленького сынишку в своей одежде. Рисунком заказчик остался доволен, а мастер захотел воплотить удачный образ в дереве, с которым, кстати, работал впервые. Дебют вышел успешным – скульптору удалось передать живость и эмоции маленького мальчика, который, играя, примеряет образ своего любимого отца.
В отличие от Дупчура, у другого участника, Артыша Монгуша большой опыт работы с деревом. С 2016 года Артыш Борбак-оолович возглавляет республиканский Союз мастеров и реставраторов музыкальных инструментов, в течение многих лет работает в Национальном оркестре мастером-реставратором музыкальных инструментов. Образ самого любимого из них – игила, Монгуш вырезал в образе «Чер пагазы» («Черепаха»). В этой композиции игил в центре цветка лотоса венчает спину огромной сказочной черепахи.
Как объяснил мастер, в конкурсной скульптуре по его замыслу воплощен образ долголетия, идею которого навеяли народные сказания. С кедром Артыш Монгуш работал уже не раз, для него это «легкое дерево», однако на симпозиуме он с большим интересом наблюдал за работой других участников и перенимал новое, к примеру, тонкости работы по окраске дерева. Самому мастеру больше других понравилась работа хакасского мастера Василия Чертыкова «Будущий воин», выполненная в непривычной для наших мастеров технике.
Как и некоторые другие участники, подобную работу свободный художник Василий Чертыков выполнял впервые. Его скульптура - мальчик, которого обнимает за плечи мать - образ, взятый из легенд его народа, который сам Чертыков назвал енисейскими татарами: 
«Мать-земля родила воина, который объединит тюркские племена и поведет их за собой. С незапамятных времен, согласно легенде, в народе ждут рождения этого воина-ребенка, когда в земном мальчике проснется могучий Саян». 
В своей работе Чертыков старался придерживаться исторической точности – Мать-земля предстает в образе женщины, одетой в национальное платье, а прическа мальчика, по словам мастера, копия стрижки древних тюркских воинов и носит название «Наконечник стрелы». Прежде чем приступить к конкурсной работе, хакасский художник, по его признанию, провел обряд – попросил разрешения у духов местности работать на территории Тувы и их поддержки. 
Приглашение к участию в симпозиуме мастеру из Хакасии отправил председатель Союза художников Тувы Александр Баранмаа. Чертыков с большим уважением отозвался о других участниках, отметив непривычную для него дружескую атмосферу на конкурсе, когда мастера без всякой мысли о конкуренции помогали друг другу, подсказывая, давая советы и делясь опытом. За время участия в симпозиуме Василий Иванович успел познакомиться с техникой резьбы тувинских мастеров по дереву и камню. Среди конкурсных работ наибольшее восхищение у него самого вызвала работа Мергена Саая «Хамнын кайгызы» («Зов шамана»), стиль работы Саая Чертыков сравнил со стилем Даши Намдакова – по словам хакасского мастера, они оба отходят от общепринятых канонов, установленных художественной школой в России.
Работа Мергена Саая – символическое изображение процесса камлания шамана, также первый его опыт вырезания скульптуры из дерева. Мерген Владимирович – преподаватель Детской художественной школы села Тээли Бай-Тайгинского кожууна, до сих пор, по сложившейся в Бай-Тайге традиции работал с агальматолитом. По его признанию, дерево по своей природной структуре – сучки, волокна, трещины, оказалось более сложным материалом, чем мягкий однородный чонар-даш. Какие-то инструменты пришлось брать у товарищей по симпозиуму. Однако все же за время, отведенное конкурсом, Саая успел воплотить задуманный образ – камлающего на фоне огня, тянущего руки к небу, шамана, зову которого отзывается дух.
Жюри конкурса, изучив эти и другие работы, подвели итоги конкурса, определив победителей в номинациях «Студенты и преподаватели» («Молодежь») и «Народные мастера и профессионалы». Лучшими стали:

«Студенты и преподаватели» («Молодежь)»:

Мерген Владимирович Саая, «Хамнын кайгызы» («Зов шамана») - III место, премия 5000 рублей;
Шораан Чедер-оолович Ендан, «Укротитель» - II место, премия 10000 рублей;
Артыш Борбак-оолович Монгуш,  «Чер пагазы» («Черепаха») – I место, премия 20000 рублей.

«Народные мастера и профессионалы»:

Александр Насович Баранмаа, «Бюст Донгака Окаанчыка» - III место, премия 10000 рублей;
Александр Сергеевич Дупчур, «Адазынын оглу» («Сын своего отца») – II место, премия 20000 рублей;
Василий Иванович Чертыков, «Будущий воин» - I место, премия 30000 рублей.

В церемонии награждения приняли участие многочисленные потомки и родственники тувинского народного мастера-камнереза Донгака Окаанчика, которые выразили глубокую благодарность участникам и организаторам симпозиума за мероприятие, посвященное памяти их знаменитого родича, самобытного мастера, представившего тувинское мастерство резьбы по дереву Туве на всесоюзном уровне. В знак признательности от них всем участникам конкурса были вручены благодарственные письма, а также экземпляры роскошно изданного фотоальбома с работами Донгака Окаанчика. 

Комментариев пока еще нет. Вы можете стать первым!

Добавить комментарий!


ОФИЦИАЛЬНЫЙ ПОРТАЛ РЕСПУБЛИКИ ТЫВА ВЕРХОВНЫЙ ХУРАЛ (ПАРЛАМЕНТ) РЕСПУБЛИКИ ТЫВА ГОССЛУЖБА
МИНИСТЕРСТВО КУЛЬТУРЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ГОД КУЛЬТУРЫ ОФИЦИАЛЬНЫЙ САЙТ ФЦП КУЛЬТУРА РОССИИ (2012-2018 ГОДЫ)
ПОРТАЛ ОТКРЫТЫХ ДАННЫХ РЕСПУБЛИКИ ТЫВА ПОРТАЛ ГОСУДАРСТВЕННЫХ УСЛУГ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПРАВОВОЙ ПОРТАЛ В СФЕРЕ КУЛЬТУРЫ
ОФИЦИАЛЬНЫЙ САЙТ ПРАВИТЕЛЬСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПОРТАЛ КУЛЬТУРНОГО НАСЛЕДИЯ РОССИИ


-->