Что обозначает понятие «Устуу-Хурээ»?
На этот вопрос можно ответить по-разному. Это и старинный буддийский храм, и место, где происходит Международный фестиваль живой музыки и веры «Устуу-Хурээ». Это и все люди, вовлеченные в действо.
Как участник фестиваля и свидетель восстановления храма, попытаюсь отразить свое видение на Устуу-Хурээ.
Для меня, Устуу-Хурээ – это храм, это боль, это возрождение. История его похожа на человеческую жизнь со своими взлетами и падениями.
Рождение храма Устуу-Хурээ датируется 1905 годом в городе Чадан Даа-хошууна (Дзун-Хемчикского кожууна). В тридцатых годах прошлого столетия он был разрушен. Возрождение храма началось в 2012 году.
Сложный был путь у храма за этот период. Сколько судеб людей прошло через это, не сосчитать! И у каждого своя история, правда. Они уже стали легендами. Интересно получается, какая взаимосвязь между храмом Устуу-Хурээ и фестивалем живой музыки и веры «Устуу-Хурээ»?
В 1983 году архитектор из Москвы Вилля Емельяновна Хаславская во время экспедиции обследований памятников истории и культуры по Туве наткнулась на стены храма.
Рассказ Вилли Хаславской об уникальности храма «Устуу-Хурее» опубликован в III томе книги «Люди Центра Азии»: «Верхнечаданский храм для Тувы уникален. И для России уникален – таких больше нигде нет, ни в Бурятии, ни в Калмыкии. Подлинная культовая буддийская архитектура в Туве практически не сохранилась. Все деревянные храмы в середине тридцатых годов были уничтожены. Этот, построенный в 1907 году, сохранился только потому, что нижний ярус его был из землебита. Его стены в основании – полтора метра толщиной.
Храм соединяет традиции тибетской и китайской архитектуры. Нижний ярус – это подражание тибетским каменным постройкам с их мощными, чуть скошенными кверху стенами. Верхний деревянный ярус с высокой криволинейной крышей – это от Китая. Кстати, крышу верхнего яруса достроили три года спустя после того, как храм был открыт, то есть в 1910 году. Такого храма больше нет нигде в России».
В 90-ые годы, разруха, охватившая всю страну, не обошла и сферу искусства и культуры. Серьезные жанры – классика, джаз – отошли на второй план. Рок, вышедший из подвала тоже затих. Господствовала второсортная, «голимая» попса под фонограмму, «фанера» царила над всеми.
Тува тоже была заражена этим вирусом. Популярность приобрели конкурсы эстрадных песен, такие как «Жаворонок» - для детей, «Хову-Аксы» - для взрослых, где все песни исполнялись под фонограмму. Музыканты, виртуозно игравшие на инструментах, остались не у дел. Некоторые, чтобы не умереть с голоду, стали писать фонограммы для исполнителей, участников этих конкурсов. Наиболее предприимчивые из них стали коммерсантами, ранимые стали глушить свою боль алкоголем. У меня тоже была попытка стать «коммерсанткой». Кто-то дал мне спортивные штаны для продажи, я хотела от них хоть что-то заработать, но у меня не получилось, это дается от бога. Пятилетний сын Найыс тогда всем с гордостью говорил: «Моя мама – коммерсант». А мне было стыдно, что я предала свою профессию. На этом моя «коммерсантская деятельность» завершилась. У людей не было веры в завтрашний день, зарплаты не выдавались месяцами, в магазинах ничего не было, была «талонная» система выдачи продуктов. Рухнул социалистический строй, в который верили люди. Ни веры, ни бога. Крах в стране, крах в душах людей, разброд, шатанье.
И на таком фоне в 1998 году родился фестиваль живой музыки и веры «Устуу-Хурээ» в город Чадане Дзун-Хемчикского района. Его рождение было обусловлено временем. Автором идеи является Игорь Дулуш, выпускник духового отделения Кызылского училища искусств, класс Константина Вячеславовича Ашастина. В то время Игорь работал методистом в Доме культуры в Чадане. Именно там и родилась идея о фестивале живой музыки и веры «Устуу-Хурээ».
Почему живой музыки и веры?
Потому что надо было возродить Музыку и Веру.
Первый фестиваль состоялся в 1999 году на республиканском уровне с участием местных коллективов. Впервые в Туве прозвучали песни на духовную тематику, появился стимул для дальнейшего музицирования, творчества, появился свет в конце туннеля. Чтобы приезжие музыканты не голодали, работники культуры города Чадана поставили юрту за Домом культуры и пекли лепешки, варили чай. Жители Чадана помогали, чем могли: кто-то приносил килограмм риса, муки, ведро картошки, бутылку растительного масла. В Доме культуры проходили платные концерты за символическую плату в 20, 30 рублей. Выручку отправили в Индию, где учились хуураки из Тувы на буддийских лам. Впервые сделали «джем-сэйшн», посетили развалины храма Устуу-Хурээ, узнали историю храма. Первый фестиваль был посвящен буддизму, возрождению буддийского храма, веры. Специально была написана песня с текстом, посвященным «Устуу-Хурээ». Гран-при на первом фестивале получила фольклорная группа «Чиргилчин». Они уже были популярны и гастролировали за рубежом.
В последующие годы, обладателями Гран-при становились фольклорные группы «Чангы-Хая», «Салгал», «Алаш», «Тыва». В 2003 году только что созданный Оркестр национальных инструментов Министерства культуры Тувы получил Гран-при. Выступление оркестра было сенсацией. Он показал очень интересную программу и удивил всех своей новизной, яркостью, исполнительским мастерством. Благодаря Татьяне Балдан, которая заведовала национальным отделением КУИ (Кызылского училища искусств им. А. Чыргал-оола), появились фольклорные группы «Чангы-Хая», «Чиргилчин», «Тыва кызы». В национальном оркестре так же выпускники национального отделения КУИ, ученики Татьяны Балдан. Она посвятила свою жизнь любимому делу, рано ушла из жизни, оставив яркий след в истории музыки Тувы. Она является первооткрывателем национального отделения. Если до этого превалировал фольклор, то это был шаг к профессиональному искусству.
В 2004 году произошло знаменательное событие в Туве – приезд всемирно известного бэнда «SUN RA ARKESTRA» из США. Это была фантастика! Другие слова к этому событию просто неприемлемы. Никто не ведал, не гадал, что может случиться такое. Только «тувинский Дон-Кихот» - Игорь Дулуш, всему Правительству Тувы, президенту Шериг-оолу Дизижиковичу Ооржаку твердил, что к нам летит «SUN RA». Скептики, циники сопротивлялись, но президент в последний момент помог – выделил на дорогу музыкантам туда и обратно 1 миллион рублей. Тогда не было пластиковых карточек. Необходимо было такую крупную сумму денег получить в банке, пересчитать и отправить. Некому было таскать мешок денег туда-сюда – не «даргаларам» (начальникам) же это делать. Тогда Игорь взял мешок и побежал к указанному месту. Мы это видели и дали ему другое прозвище – «Санта Клаус», только с белым мешком. Этот фестивальный год был самым сильным в профессиональном отношении. Приезд таких коллективов, как «SUN RA ARKESTRA» (США), «Kacki» (Финляндия), «New A» (Самара), «Нюанс» (Абакан), и таких мировых музыкантов, как Йорма Тапио (Финляндия), Хелен Бледсоу (Германия), Андрей Руденко (Казань) дал толчок для творчества нашим музыкантам. В этот знаменательный год Гран-при завоевала фольклорная группа «Алаш».
Вложенный миллион рублей для «SUN RA» принес хорошие плоды. У думающих людей и музыкантов, посмотревших и услышавших «динозавров» джаза, в головах все перевернулось, произошла культурная революция. В мире музыки «SUN RA» занимает важное место. Ее ни с кем не спутать – свой стиль, свое лицо, своя музыка… А этого достичь трудно.
«Несколько лет назад один немецкий журналист озаглавил свою рецензию на выступление SUN RA так: «Гений или шарлатан?». Сюда вполне можно было бы добавить и слово «безумец» - потому что, все это те роли, в которых выступал этот легендарный американский джазовый музыкант-полуотшельник - это часть тайны одного из самых странных артистов, которых только произвела на свет Америка. Однако на протяжении более сорока лет ему удавалось держать в руках Аркестр, свою группу из десятков музыкантов, танцоров и певцов, выступавшую на всех мыслимых площадках – от консерваторий до кантри-энд-вестерн-баров. Его стаж бэндлидера больше стажа большинства симфонических дирижеров, даже больше чем у Дюка Эллингтона. Он записал не менее тысячи композиций, более чем на 120 альбомах (многие из которых были выпущены его собственной компанией EI Satum Research), а его раскрашенные от руки пластинки долгие годы были высоко ценимыми коллекционными предметами, причем споры о самом существовании некоторых из них стали основой легенд. И несмотря на свой статус одной из основных фигур андеграунда, он умудрился появиться в таких телепрограммах, как Rolling Stone, Soho News, Realitty Hackers и The Face. Сан Ра создал Аркестр, ставший самой неуклонно передовой и экспериментальной группой в истории джаза и популярной музыки. А благодаря своему проживанию в Чикаго, Нью-Йорке и Филадельфии – крупнейших центрах джаза – он оказал влияние на всю музыку своего времени. (www.teterin/blog/san-ra/)
«SUN RA» оказала влияние и на тувинскую музыку. После их приезда в Туве появился Духовой оркестр Правительства Республики Тыва - гордость не только республики, но и России. Поющий, танцующий, играющий на лошадях оркестр, аналогов которому нет в мире.
Скептики говорят, что же приносит фестиваль республике? Так что же приносит, посмотрим невооруженным взглядом. Я не экономист, но во время фестиваля приезжают люди из разных городов, они покупают себе еду, всякую мелочь, ГСМ на автомобили. И все это за 4 дня. Если посчитать все потраченные средства, то выйдет немалая цифра. Это такая материальная помощь городу Чадану и нашей республике. Во время фестиваля преступных происшествий не бывает. Вообще за 15 лет в процентном соотношении преступность упала, это замечают все. Если раньше Чадан называли «тувинским Чикаго» из-за высокой степени криминальности, то сейчас – в хорошем смысле. Чем Чадан не Чикаго, если приезжают туда такие звезды как «SUN RA ARKESTRA»? «Устуу-Хурээ» развивает музыкальный вкус и культуру и подрастающего поколения, которое смотрит на разных людей, слушает разную музыку. Безусловно, это развивает кругозор, расширяет горизонты. Согласитесь, не каждый житель Тувы может выехать за пределы республики, посмотреть на мир, концерты. В Чадане каждый год проходит международный фестиваль, на который приезжают музыканты разных рангов из многих стран, люди разных профессий, которых объединяет живая Музыка и Вера, в широком смысле этого слова, и храм «УСТУУ-ХУРЭЭ» со своей историей, энергетикой.
Чаданский зритель – самый продвинутый, потому что каждый год смотрит столько разных концертов, коллективов, групп, исполнителей, стилей с утра до ночи. Один раз не сделали джем-сейшн, бабушки подошли и потребовали, чтобы сделали джем. Вот такие продвинутые бабушки живут в Чадане! Где еще найдете? Если наши чиновники, даже некоторые музыканты не понимают, кто такие «SUN RA», то чаданцы знают. Они каждый год спрашивают у организаторов, приедет ли «SUN RA»? Когда они приезжают, они их встречают как родных. И музыканты «SUN RA» отвечают им тем же. Вот такая космическая связь у чаданцев и у «SUN RA ARKESTRA».
Храм «УСТУУ-ХУРЭЭ» построили всем миром в 2012 году, через 13 лет, но построили. Вера всех людей помогла встать новому храму. Все помогали, чем смогли: кто-то больше, кто-то меньше, каждый по мере своих возможностей. Всех просто невозможно перечислить, Бог все видит. Кто к этому причастен, тот счастливый человек – не каждому выпадает такой случай.
С 1999 года вопрос о строительстве храма стали поднимать именно музыканты, обратив на это внимание фестивалем живой Музыки и Веры «УСТУУ-ХУРЭЭ». Естественно сами музыканты не могли построить храм. Откуда у них такие деньги? Для строительства храма нужны огромные финансовые средства. Это не домик построить. Большую помощь в восстановлении храма оказали Сергей Кужугетович Шойгу и фонд «Пор-Бажын». Вместе с храмом преобразовывалась и музыка. Стали появляться новые исполнители, группы, коллективы. Благодаря фестивалю появились и заявили о себе такие коллективы как «Алаш», «Тыва», «Тыва кызы», «Хартыга», Национальный оркестр Республики Тыва, Духовой оркестр Правительства РТ.
Уникальность фестиваля в том, что там участвуют все желающие: от начинающего музыканта до мастера своего дела. Они учатся друг от друга. Здесь не только музыканты, но и телевизионщики, журналисты, художники, фотохудожники, мастера сувениров, ищущие себя люди - этим он прекрасен. Условия фестиваля простые, естественные: палаточный лагерь, река Чадана, стадион, где проходят концерты, и храм Устуу-Хурээ. Фестиваль бедный в материальном смысле, но богатый в духовном.
«Устуу-Хурээ» - не коммерческий фестиваль. Организаторы и волонтеры работают бесплатно на добровольной основе. Но фестиваль дает возможность зарабатывать жителям города Чадана и предприимчивым людям республики. Это ли не вклад в экономику республики?
15-й фестиваль будет проходить с 17 по 21 июля. Приедет «SUN RA» (USA), коллективы из Швейцарии, Бразилии, Италии, Испании, Украины, России, Тувы.
УСТУУ-ХУРЭЭ – это наша боль, гордость и вера в будущее!!!
УСТУУ-ХУРЭЭ – МЫ С ТОБОЙ!!!
Другие новости по теме:
"Устуу-Хурээ" в пятнадцатый раз подарит надежду и счастье всем поклонникам живой Музыки и Веры.
"Устуу-Хурээ" в пятнадцатый раз подарит надежду и счастье всем поклонникам живой Музыки и Веры
Напечатать Комментарии (0)
Духовой оркестр Правительства Республики Тыва
Официальный интернет-портал правовой информации
Национальный музыкально-драматический театр им. В. Кок-оола Республики Тыва