Музыкальные инструменты

Написал Administrator_2
//
14 июня 2011
//
//

Игил

Игил - двухструнный смычковый инструмент. Корпус игила изготавливается из цельного куска древесины, выдолбленного в форме заостренного книзу овального ковша, переходящего в шейку. На шейке нет ладков. Шейка часто заканчивается резной головкой в виде головы лошади.

Дека изготавливается из кожи мелкого рогатого скота. Но в особых случаях, когда хотят, чтобы инструмент был звучным, берут кожу, снятую с лицевой части черепа лошади. Струны для игила делают из волоса конского хвоста.

 

Музыкальные инструменты

 

 

Тембр игила характеризуется сочной, бархатной, иногда гнусавой, теплой (от самого светло­го до темного тембра) звучностью, с налётом некоторой сентиментальности, а отсюда и приглушенной страстности (узун-хоюг, уянныг, уянгылыг, уяранчыг).

 

Дошпулуур

 

 

 

Традиционный дошпулуур - это двухструнный щипковый инструмент с трапециевидным кор­пусом, обтянутым с обеих сторон кожей.

Струны традиционного дошпулуура делались из кручёных волос конского хвоста, иногда и из кручёных бараньих кишок. В наше время конский волос заменяется тонкой леской или капро­ном. Струны дошпулуура настраиваются в кварту, что называется «дошпулуур хеену», т.е. «строй дошпулуура». Звук извлекается в основном щипком большого и указательного пальцев правой руки двух струн попеременно или ударом указательного пальца по обеим струнам. На­родные исполнители пользуются для звукоизвлечения и плектром.

 

 


Струны при игре прижимаются к шейке, в отличие от игила и бызаанчы. На шейке нет ладков. Современные дошпулууры во многих случаях стали делать трехструнными.

Тембр традиционного дошпулуура мягкий, бархатный.

 

 

 

Бызаанчы

Бызаанчы - 4-струнный смычковый инструмент. Два пучка волос смычка продеты между струнами.

Корпус делается из полого медного или деревянного цилиндра или же в виде четырех-, шес­ти- или восьмигранного деревянного цилиндра. Встречаются бызаанчы, у которых корпус сде­лан из коровьего или бычьего рога, широкое отверстие которого затянуто кожаной декой.

Сквозь корпус проходит шейка, заканчивающаяся резной головкой лошади.

 

 

 

Дека традиционно изготавливается из кожи (козлиная, телячья, маралья или рыбья). Шкуру теленка, козла или марала обрабатывают также, как и для игила. Рыбью кожу после снятия сра­зу натягивают на готовый корпус.

 

 

 

Струны для традиционного бызаанчы делались из некрученого конского волоса. Пальцы ис­полнителя во время игры находятся под струнами.

 

Чадаган

Чадаган - многострунный щипково-ударный инструмент.

При игре на чадагане тувинцы издавна применяли разнообразные приемы звукоизвлечения: играли щипком пальцев правой руки, медиатором, сделанным из рога или копыта, и ударами деревянных палочек. Струны традиционного чадагана изготавливались из кручёных бараньих или козьих кишок.

 

 

 

У современного чадагана струны металлические. Размеры у разных инструментов разные -от 60 до 80 см в длину.

Звучал старинный чадаган мягко, сравнительно тихо и имел разное количество (4,6,7,8,12) струн. Современные чадаганы звучат громко, поскольку имеют металлические струны.

 

Кенгирге

Кенгирге (кенгирге) - двусторонний барабан буддийского оркестра. Кенгирге-это обтянутый с обеих сторон кожей барабан с рукояткой. Кенгирге больших размеров иногда устанавли­вается на высоких или низких подставках. Диаметр мембран бывает в среднем около 70-80 см. Звукоизвлечение производится особой, выгнутой палочкой, конец которой обтянут кожей.

 

 

 

По краю деревянного обода кенгирге бывает ярко разукрашен изображением перепле­тающихся драконов. Иногда с одной стороны деревянного обода кенгирге прикрепляют набор мелких звенящих подвесок в виде маленьких металлических шариков с погре­мушками внутри. Во время ударов по мембране кенгирге эти шарики также соударяются друг с другом и добавляют в звучание кенгирге тихое шелестящее звучание.

 

Чанзы

Чанзы (шанзы) - трехструнный щипковый инструмент с длинной шейкой. Чанзы издавна бытует у тувинцев и попал в Туву, очевидно, из Китая через Монголию. Струны жильные или ка­проновые. Корпус из красного дерева имеет форму продолговатой коробки с закругленными углами и слегка округленными краями. Корпус с обеих сторон обтянут змеиной кожей. В сере­дину его верхней части врезана длинная шейка, заканчивающаяся слегка отогнутой назад головкой стремя длинными колками.

 


 

Тувинскими мастерами корпус инструмента изготавливается из местных пород древесины в виде кожаного сосуда когээржик (эта форма инструмента была предложена Т.Б. Тумат и во­площена мастером Б. Гомбоевым). Дека обтянута кожей мелкого рогатого скота, обрабо­танной так же, как и для игила и дошпулуура. Две нижние струны настраиваются в унисон, а третья в кварту в диапазоне большой и малой октав (иногда их настраивают в кварто-квинтовом соотношении). Звук извлекается щипком пальцев правой руки или плектром. При игре струны прижимаются к шейке инструмента.

 

Дунгур, орба

Дунгур - односторонний рамный шаманский бубен с колотушкой орба. Внутри обода дунгура вдоль рукоятки прикрепляются несколько наконечников стрел и конгураа, которые при встряхивании и ударах по бубну издают звон. На обратной стороне орба располагались 4 па­ры звенящих металлических колец размером около 1,5-2 см в диаметре.

 

 

 

Размер дунгура самый разнообразный - от 40 см до 1 метра в диаметре. Орба - дере-вяная колотушка, обтянутая кожей. Размер около 20-22 см. Звучание дунгура (особенно большого) богато разнообразными красками -от самого нежнейшего шелеста, сопровож­дающегося легким позвякиванием, до громо­подобных ударов, сливающихся с рассыпаю­щимся звоном железных, бронзовых, медных и латунных подвесок и колокольчиков, при­крепленных внутри обода.

 

Лимби

Лимби - поперечная флейта с пальцевыми отверстиями.

Лимби изготавливается из бамбука, позднее из дерева или пластмассы. Длина инструмента колеблется от 50 до 66 см. Трубка закрыта в верхнем конце деревянной пробкой. Ее диаметр -от 2 до 3 см. Ближе к верхнему концу трубки расположено вдувное отверстие. На некотором расстоянии от него иногда делается второе отверстие, заклеенное тонкой бумагой, для особой тембровой окраски звука.

 

 

 

Количество пальцевых отверстий у разных экземпляров тоже разное - от 7 до 11, но 7 основных отверстий, которые служат для изменения высоты звуков, остаются постоянными на всех экземплярах. Остальные используются для расширения диапазона.

Лимби имеет звонкое, прозрачное звучание.

 

Амырга

 

Амырга - натуральная звукоподражатель­ная труба без мундштука. Амырга предста­вляет собой коническую деревянную трубу длиной около 50-60 см. Изготавливается она из двух половинок выдолбленной дре­весины, которые либо обтягиваются тонкой оболочкой кишок, либо склеиваются, либо скрепляются несколькими вязками из сухо­жилий или корой тальника, реже березы. При необходимости амырга изготавлива­ется и из бересты, срезанной в виде длин­ной ленточки и свернутой в виде конуса. Ту­винские охотники иногда могут использо­вать и полый ствол ружья в качестве амыр­га.

Амырга - разновидность охотничьего манка. На амырга извлекают звуки оберто-нового ряда, имитирующие крик марала путем втягивания в себя воздуха. Звук у амырга очень сильный. Кроме того звук уси­ливается за счет того, что в горных мест­ностях используется эффект эха.

 

 

Кандан

Кандан - духовой амбушюрный буддийский инструмент без боковых отверстий. Кандан -продольная слегка изогнутая труба, изготав­ливалась обычно из меди, а концы отделывались серебром. Раструб делался в виде головы дракона. Инструмент не имеет боковых отвер­стий. Общая длина-не более 30 см.

Использование этого инструмента в контексте религиозной символики строго регламентирова­но. В календарных обрядах ламаизма присут­ствует представление о возрастании активности злых духов в канун всех сезонных праздников и о необходимости предохранительных обрядов, магического подавления нечистой силы. Так, обряд «сор чалаар» - изгнание и уничтожение всех злых и враждебных духов - сопровождался звуками этого духового инструмента, который из­готавливается из бедренной кости человека.

 

Конга

Конга (конга) - небольшой колокольчик с ручкой, увенчанной очуром (санскр.: ваджра). Конга относится к числу буддий­ских инструментов. Изготавливается из сложного сплава металлов. Размер ин­струмента вместе с ручкой до 15-16 см.

Отливается конга в специальной форме. Наружная часть инструмента отливается в виде узорчатых выступов. По нижнему краю узорчатые выступы отлиты в виде ободков в несколько рядов. Язычок прикрепляется изнутри по центру чашечки инструмента.

На верхней части корпуса прикрепляется ваджра, закрепляемая путем завинчи­вания.

Конга обладает мелодичным, звонким звуком.

 

 

 

Тун

Тун (тун) - духовой амбушюрный инструмент из морской раковины. В музыкальной практике современности тун заимствован из буддийского инструментария. На этом инструменте извлека­ется довольно громкий звук одной высоты, по тембру напоминающий звук рога. Временами исполнитель колебательными движениями ла­дони может создать эффект вибрации звука.

Как и все буддийские инструменты тун бывает украшен цветной ленточкой. Размер этого инструмента соответствует естественному раз­меру морской раковины (от 15 до25 см).

 

Когээржик

Когээржик- кожаный ударный инструмент. Название инструмента совпадает с назва­нием традиционного кожаного сосуда, используемого для хранения араки (алко­гольный напиток, перегоняемый из кисломо­лочного продукта хойтпак). Когээржик очень красив, он имеет изящную форму и украшен узорчатым тиснением. В когээржике можно долго хранить жидкость, при этом сосуд не теряет свою форму, поскольку кожа окурива­ется дымом.

В современных фольклорных ансамблях музыканты используют его в качестве ин­струмента типа маракас, положив вовнутрь мелкие косточки - кажыктар (альчики).

 

 

 

Хапчык

Хапчык - ударный инструмент, изготовленный из сушеной мошонки быка. Вовнутрь сушеной мошонки кладутся маленькие косточки кажыктар (альчики), которые издают дробное звучание при потряхивании инструмента. Используется ин­струмент аналогично маракасам. Но в отличие от деревянного звучания маракас, на хапчыке извлекаются звуки характерного смягченного звучания кожи.

В современных фольклорных ансамблях Тывы музыканты активно используют хапчык в качест­ве ударного инструмента типа маракас, положив вовнутрь мелкие косточки - кажыктар (альчики).

 

Бушкуур

Бушкуур (тув. бушкуур) - духовой буддийский инструмент, относящийся к классу шалмеев. Имеет тростниковый мундштук, деревянный цилиндрический корпус с 7-ю пальцевыми отверстиями, который заканчивается медным раструбом. Длина разных экземпляров бушкуура колеблется от 60 до 80 см.

Бушкуур - технически подвижный инструмент, обладающий очень сильным звуком слегка гнусавого тембра.

Это самый подвижный в мелодическом отно­шении музыкальный инструмент оркестра буддийских музыкальных инструментов. При игре на этом инструменте уделяется большое внимание правильной постановке дыхания, поскольку используется непрерывное дыхание. Такой способ достигается тем, что вдох через нос должен производиться одновременно с резким выдохом через рот и исполняемая в это время мелодия не должна прерываться в момент смены дыхания.

 

 

 

Бурээ

Бурээ (тув. бурээ) - медный амбушюрный буддийский духовой инструмент низкого регистра. Корпус бурээ представляет собой склады­вающуюся телескопически коническую медную трубу без игровых отверстий.

Размеры инструмента зависят от вида: большой бурээ - длиной более 4-х метров, средний бурээ -длиной до 3 метров и малый бурээ - 1,5 м. Большие инструменты невозможно поднять одному человеку, поэтому во время процессий один конец со стороны раструба обычно лежит на плечах одного человека, а исполнитель находится с другого конца инструмента и извлекает звуки со стороны мундштука. Когда музыканты находятся в помещении, то конец инструмента с раструбом кладется на какой-нибудь предмет.

Обладает очень сильным звуком, слышимым на большом расстоянии.

 

Деншик

Деншик - две маленькие тарелочки, соединенные между собой длинной вере­вочкой или серебряной цепочкой. Деншик принадлежит к атрибутам буддийского инструментария.

Изготавливаются из сплава цветных ме­таллов с преобладанием серебра. Звук на этом инструменте извлекается ударами тарелочек друг о друга. Исполнитель при игре держит инструмент за веревочку, ближе к тарелочкам.

Деншик обладает красивым мелодичным звоном, который очень долго не затухает. Звук как бы повисает в воздухе и плавно растекается, струится во все стороны. Размеры тарелочек - около 6-7 см в диа­метре.

 


 

 

Шан

Шан (шан)-ударный инструмент. Это большие тарелки вогнутой формы, применяющиеся в составе буддийского оркестра. Изготавлива­ются из сплава цветных металлов, с пре­обладанием меди. Диаметр около 35 см. Шан обладает очень сильным, звонким и долго не затухающим звуком.

Звук на шан извлекается ударами тарелочек друг о друга. Есть несколько способов извле­чения звука на этом инструменте: легкие касания краями тарелочек, скольжение их поверхностей по друг другу и сильные удары всей поверх­ностью обеих тарелок.

По тембру напоминает звучание тарелок симфонического оркестра.

 

Эдиски

Эдиски - духовой инструмент, отно­сящийся к классу аэрофонов с соударяю­щимися язычками. Эдиски представляет собой кусок бересты, сложенный вдвое и обрезанный в форме овала шириной около 1,5 см и длиной 2,5 см, представляющий собой двойной язычок, вставляемый между губами.

Эдиски - звукоподражательный инстру­мент, применяемый на охоте. Высокий звук, извлекаемый на эдиски и напоминаю­щий крик самки кабарги и ее детеныша, заманивал самца. Иногда вместо бересты использовали и листья бадана (кылбыш) или осоки (кыяр елец).

Эдиски имеет громкое и характерное гнусаво-дребезжащее звучание.

 

 

 

Терезин-эдиски

Терезин-эдиски - одноязычный шалмей, иногда с пальцевыми отверстиями. Терезин-эдиски пред­ставляет собой полое изнутри междоузлие из стеблей овса (сула), ячменя (арбай) или ковыля (аза-огу), срезанное таким образом, чтобы один конец был закрытым. Сбоку, ближе к закрытому концу делается надрез, служащий вибрирующим язычком при звукоизвлечении, а чуть дальше-2-3 отверстия для изменения высоты звука.

Общая длина соломинок от 15-16 до 22-25 см -то есть длина одного коленца стебля зерновых культур. Инструмент изготавливается во время созревания зерновых культур.

Извлекается на терезин-эдиски очень громкий звук гнусавого оттенка. Дети используют его как пищалку.

 

 

Дамбыра

Дамбыра - двусторонний буддийский барабан в форме песочных часов. Корпус изготавливается из дерева, а мембраны из кожи. К корпусу ремешками привязываются шарики, которые, ударяясь о мембрану, производят дробный стук.

Этот инструмент встречается разных размеров. Высота маленького инструмента (от одной мембра­ны до другой) около 7 см, диаметр мембран - 9 см. Бывают дамбыры размером до 25-30 см в диаметре и высотой до 20 и более сантиметров.

Деревянный корпус инструмента разукрашивается ярко-зеленой краской. Посередине инструмента привязывается вышитая ярким узором и расши­ряющаяся к кончику полоска шелковой ткани или ткани из парчи.

Звук извлекается поворотами инструмента в раз­ные стороны. При этих движениях шарики на концах ремешков, попеременно ударяясь о мембраны с обеих сторон инструмента, производят короткие дробные звуки характерного для этого инструмента тембра.

 

 

 

Мургу

Мургу - продольная открытая флейта без игровых отверстий. Изготавливается из ствола дягиля (малдырган, балдырган), иногда ревеня (сараспан) длиной, равной вытянутой руке испол­нителя. С обеих сторон ствол срезается по косой и ближе к толстому концу сбоку делается боковое отверстие, куда вдувается воздух. Звук на мургу извлекается вдуванием воздуха в верхний конец (со стороны толстого конца) и струя воздуха, вду­ваемого в полый ствол, частично рассекается о край бокового отверстия.

Разная высота извлекаемых звуков регу­лируется открытием, прикрытием или полным закрытием другого конца ствола указательным пальцем вытянутой вдоль инструмента правой руки.

Звук, извлекаемый на мургу, очень громкий и приятный, особенно когда играют на свежесре­занном стволе.

 

 

Кынгыраа

Кынгыраа (кынгыраа) представляет собой полую коническую трубочку, изготовлен­ную из железа либо красной или желтой меди. По 3 или 5 кынгыраа, незначительно отличающихся друг от друга размерами, прикрепляются на спине костюма шамана. Нижний конец у трубочки широкий, а верхний - узкий с отверстиями для проде­вания в кольцо. Длина кынгыраа колеб­лется от 10 до 15 см.

Поскольку кынгыраа используются по три или пять штук в связке, то, соударяясь друг с другом, они издают характерные звуки полых металлических предметов.

 

 

 

Комментариев пока еще нет. Вы можете стать первым!

Добавить комментарий!


ОФИЦИАЛЬНЫЙ ПОРТАЛ РЕСПУБЛИКИ ТЫВА ВЕРХОВНЫЙ ХУРАЛ (ПАРЛАМЕНТ) РЕСПУБЛИКИ ТЫВА ГОССЛУЖБА РЕЗУЛЬТАТЫ НЕЗАВИСИМОЙ ОЦЕНКИ
МИНИСТЕРСТВО КУЛЬТУРЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ГОД Экологии ОФИЦИАЛЬНЫЙ САЙТ ФЦП КУЛЬТУРА РОССИИ (2012-2018 ГОДЫ)
ПОРТАЛ ОТКРЫТЫХ ДАННЫХ РЕСПУБЛИКИ ТЫВА ПОРТАЛ ГОСУДАРСТВЕННЫХ УСЛУГ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПРАВОВОЙ ПОРТАЛ В СФЕРЕ КУЛЬТУРЫ
ОФИЦИАЛЬНЫЙ САЙТ ПРАВИТЕЛЬСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПОРТАЛ КУЛЬТУРНОГО НАСЛЕДИЯ РОССИИ