Золотая статуэтка

Золотая статуэткаНа минувшей неделе Тува отпраздновала не только День Республики. 15 августа – это всероссийский день археологов, искателей старины, останков городищ, мемориалов, животных, людей и, конечно, сокровищ – древних и прекрасных. Одной из таких посвящается эта статья. 

Собственных археологов в Туве очень мало. Точнее – сейчас всего три человека. Одна из них – Лариса Чадамба, кандидат исторических наук, заведующая сектором археологии и этнографии Тувинского института гуманитарных и прикладных социально-экономических исследований. Она специалист по древним наскальным изображениям. Лариса Чадамба рассказала о том, как нашли эту статуэтку. И сослалась на статью Александра Даниловича «Золотая композиция скифского времени из Тувы», чтобы объяснить ее смысл. Смысл статуэтки, конечно. 

В 1978 году, во время полевого сезона, возле поселка Балгазын, в Тандинском районе, нашли небольшую (высота 3,4 см, ширина по подножию 4,4 см.) золотую объёмную композицию скифского времени. 

Для этого даже не надо было ничего раскапывать. Эту статуэтку заметил инженер-топограф В.А. Богданов прямо на поверхности почвы. Он производил инструментальную съемку на территории распаханного могильника Тээрге II, расположенного в зоне работ Балгазынской экспедиции, и увидел, как что-то блеснуло. То есть, может быть, изначально она и была в могильнике, но в те годы не было принято внимательно исследовать территорию, которую отводили для разного рода работ. А может быть, могильник был раскопан давно. Еще в древности он стал неприметным. В общем – там было просто поле, на котором выращивали зерно. 

Сама скульптурная композиция выполнена из золота и полудрагоценных камней (сердолика и бирюзы), изображает охоту на кабана и состоит из трех фигур. На иллюстрациях к данному материалу мы можем видеть, что человек мечом-акинаком поражает под сердце дикого кабана. Сопротивляющийся кабан вонзил правый клык в левую ногу охотника. А сзади в кабана вцепилась охотничья собака. 

Примечательна одежда охотника, которую можно разглядеть в деталях. Охотник одет в короткий кафтан. Край кафтана и орнамент обрамлены сердоликовыми вставками. Видно обшлаг рукава. На правом боку у охотника лук и колчан. 

Как пишет Александр Грач: «Очень характерно лицо человека – это ярко выраженный европеоид, с подчёркнуто длинным носом и большими, загнутыми вверх усами. В ушах кабана и собаки - сердоликовые вставки, бирюзовые вставки - в глазах человека и обоих животных, сердоликовые и бирюзовые вставки обрамляют подножие композиции». 

В общем, глаза у всех участников композиции – голубые. 

На внутренней поверхности статуэтки, на внутренней перемычке видны отпечатки ткани. 

Золотая статуэткаКАК ЕЕ ДЕЛАЛИ 

Александр Данилович пишет, что золотое литье было произведено в форме, с применением ткани, которая использовалась для снятия излишков воска. Для чеканки золотая пластина была слишком толста. После извлечения из формы композицию доработали: напаивали детали, такие, как инкрустированные части одежды, уши животных, элементы копыт у кабана. Потом резцом прочертили контуры всех фигур, отметили части тела (изгибы, выпуклости, когти собаки, пальцы человека). Эфес напаян, а резцом обработали пасть кабана, его клыки и зубы, очертания лука, черты лица человека и морды животных. 

Для бирюзовых бусин, которыми инкрустированы глаза человека, собаки и кабана, специально прорезаны сверху отверстия. С обратной стороны, чтобы бусина не выпала, напаяны пластины. Напаянные бортики поддерживают инкрустацию на рукавах и оторочке кафтана человека. 

Подставка отлита вместе со специальными ячейками прямоугольной формы для инкрустации. Четырёхугольный в сечении штырь отлит отдельно и напаян в сечении внутренней полости, соединяя фигуру собаки с мордой кабана. 

Александр Грач предполагает, что эта композиция была навершием какого-то жезла - массивность исключает возможность объяснения его как атрибута одежды или головного убора. 

СКИФ?

По разным признакам можно определить, кем был охотник. Например, он одет в высокие (выше колен), плотно облегающие сапоги с мягкой подошвой - это была обувь всадников, а не пеших. 

В правой руке золотого охотника меч, поражающий кабана, - именно меч, а не кинжал. Бронзовые кинжалы-акинаки во множестве обнаружены при раскопках в Туве. Меч в руке охотника массивный, широкий, двулезвийный, с чётко обозначенной нервюрой, перекрестье массивное, широкое, с чуть опущенными крыльями. 

Лук охотника, как бы надетый сверху на колчан, относится к типу сложных. Это скифский лук, родиной которого были степи Евразии. 

Золотой человек из Балгазына - первый достоверный портрет центральноазиатского европеоида скифского времени из Тувы. Люди эпохи бронзы и скифского времени Центральной Азии не исчезли бесследно - какая-то часть их и после событий III в. до н.э., связанных с хуннской экспансией и крушением скифского мира, продолжала участвовать в этнических процессах на этих же территориях, и потомки древних людей скифского времени вошли в состав разных народов, в том числе и тувинцев. 

ТАРГИТАЙ!

Александр Грач считает, что вся композиция несет более глубокую семантическую нагрузку, чем только показ обычной охоты на дикого кабана. В композиции нашёл отображение миф древних кочевников. Тем более, что подобные сцены уже были описаны учеными раньше.

 

Считается, что сюжет этот имеет общеиранский характер, а объяснение его находится в Ригведе, где Трита поражает копьём демона, принявшего образ дикого кабана. И не один ли это персонаж: скифский Таргитай, иранский Траетаон-Феридун, индийский Трита? В общем, индоиранская общность этого образа устанавливается вполне надёжно. 

Исходя из того что племена скифского времени Тувы – носители алды-бельской и саглынской культур – принадлежали к древнеиранской ойкумене, Грач полагал возможным предположить расшифровку образа человека на золотой композиции как образа Таргитая-Траетаоны - первочеловека, обожествлённого мифического героя. 

Итак, на золотой статуэтке изображен Таргитай! Тот самый прародитель скифов! 

Золотая статуэткаВ четвертой книге «Истории» Геродот излагает легенду о происхождении скифов: в необитаемой земле, позднее получившей название Скифия, от брака Зевса и дочери Борисфена рождается первый человек по имени Таргитай. Три его сына – Липоксай, Арпоксай и Колаксай – становятся родоначальниками различных частей скифского народа. 

В изложении этого мифа у Диодора персонаж, аналогичный по месту в сюжете Таргитаю, именуется Скифом. 

Да, вот так и получается, что в Туве археологи нашли изображение Таргитая – прародителя скифов. Копия этой статуэтки хранится в Национальном музее имени Алдан-Маадыр, сама золотая фигурка – в Эрмитаже. 

А мы поздравляем всех тувинских и «питерско-тувинских» археологов с их неофициальным праздником и желаем им новых находок, которые помогут лучше узнать историю нашего народа и нашей земли. 

И. Вечорко,

Газета «Плюс Информ»


Комментариев пока еще нет. Вы можете стать первым!

Добавить комментарий!


ОФИЦИАЛЬНЫЙ ПОРТАЛ РЕСПУБЛИКИ ТЫВА ВЕРХОВНЫЙ ХУРАЛ (ПАРЛАМЕНТ) РЕСПУБЛИКИ ТЫВА ГОССЛУЖБА РЕЗУЛЬТАТЫ НЕЗАВИСИМОЙ ОЦЕНКИ
МИНИСТЕРСТВО КУЛЬТУРЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ГОД Экологии ОФИЦИАЛЬНЫЙ САЙТ ФЦП КУЛЬТУРА РОССИИ (2012-2018 ГОДЫ)
ПОРТАЛ ОТКРЫТЫХ ДАННЫХ РЕСПУБЛИКИ ТЫВА ПОРТАЛ ГОСУДАРСТВЕННЫХ УСЛУГ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПРАВОВОЙ ПОРТАЛ В СФЕРЕ КУЛЬТУРЫ
ОФИЦИАЛЬНЫЙ САЙТ ПРАВИТЕЛЬСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПОРТАЛ КУЛЬТУРНОГО НАСЛЕДИЯ РОССИИ