МИРОВЫЕ ПОСЛЫ ТУВИНСКОГО ХООМЕЯ

Написал admin2
//
27 июля 2018
//
//
МИРОВЫЕ ПОСЛЫ ТУВИНСКОГО ХООМЕЯКоллективу «Чиргилчин» уже больше 20 лет, его относят к первой волне тувинский музыкантов, ставших всемирно известными в начале — середине 1990-х. До сих пор группа успешно гастролирует, записывает альбомы и пропагандирует тувинскую культуру по всему миру. После выступления на сцене XV фестиваля «МИР Сибири» журналист «Территории Культуры» пообщался с лидером коллектива Игорем Кошкендеем.

- «Чиргилчин» этой весной целый месяц колесил по Америке. Какой это по счету тур? 

- Мы больше двадцати раз побывали в США и Европе. Этническая музыка по душе местным жителям, и мы очень стараемся, чтобы так было и впредь. 

- Кто вас приглашает за границу — фанаты или вы коммерчески успешны? 

- Тур организует наш менеджер Александр Бапа, он и создал эту группу. Мы выступаем в местах, которые вмещают не более 300 человек. В принципе, этнические, фольклорные коллективы собирают небольшие залы, не больше 300-500 человек. Но главное для нас — очень хороший прием. 

- Вы, как этнические музыканты, себя ощущаете звездами? 

- Мы встречались с американской певицей Лори Андерсон, певцом Лу Ридом, делали коллаборейшн с африканскими музыкантами, встречались с российскими звездами. Каждый человек — звезда, горит. Себя мы не считаем супер-звездами, просто стараемся, чтобы людям понравилась наша музыка.

- Я читал, что в одной музыкальной школе в Калифорнии изучают музыку Александра Бапа. 

- Про это не могу сказать. Мы давали мастер-классы в разных городах США. Наших студентов очень много в Калифорнии и других штатах, иногда проводим кэмп — погружение в течение недели или двух. 

- Как у американцев с горловым пением? 

- В США много национальностей — и филиппинцы, и японцы, и американцы. Этому надо терпеливо учиться и заниматься. Не всем дается. Но есть особо успешные студенты. У нас учатся именитые музыканты, например, Энрике Угалде, проект «Сорае» (Soriah), хорошо владеет горловым пением. 

- Ваша группа пропагандирует тувинский стиль горлового пения, отделяя его монгольского и китайского. Это межнациональный спор? 

- Мы поем только тувинские традиционные песни. Наши песни строятся по пентатонике, они проще, чем китайские или монгольские. Горловое пение — феномен культуры народов центральной Азии. В Монголии, в Китае, на Алтае, в Хакасии это искусство было немного утеряно последние 200-300 лет. Лишь последние 20 лет происходит возрождение этого вида пения. Монгольское горловое пение по-другому звучит, хотя техника и манера та же. Тувинский хоомей — это основа этого жанра, и это тесно связано с языком, с буквами. Это не только наша позиция, так считают наши друзья за рубежом и в России.

- В Туве, такое впечатление, много новых этнических коллективов появляется, пишут о третьей волне тувинской музыки. А сам регион соответствует статусу мировой музыкальной столицы? Или ощущается нехватка чего-то? 

- Нехватки хватает! Мы развиваемся, но и теряем кое-что основное, что наши предки переживали душой, очень тонкие звуки. Параллельно мы развиваем горловое пение. В 1909 и 1934 году во время экспедиций по республике на пластинки записали горловое пение, и мы можем слышать настроение, тонкие техники, которые используют предки, разновидности пения, они поют немножко по-другому. Мы развиваем их, но основные моменты теряем. 

- Вместе с тем, Туву покидает молодежь. 

- Да, в своей тарелке не замечаешь тех, кто рядом. У каждого народа это есть. В другом мире начинаешь ценить свою культуру, язык, историю — люди часто ошибаются... Я думаю, что в целом в России не хватает изучения местных культур. Они разные! Это нужно преподавать в школах. Сначала изучи свою деревню — какие там травы, птицы, воздух, потом район, потом регион, а уже в конце — мир. 

- Почему случилось так, что именно за границей вы наиболее востребованы? 

- Думаю, дело в образовании. В школах за границей очень основательно учат музыке, нотной грамоте — среднюю школу дети заканчивают почти как музыканты. Когда знаешь музыку, инструменты, начинаешь ценить искусство. В России в Красноярске у нас много знакомых, которые понимают и любят фольклор, но ситуации в целом это не меняет.

- Музыкальный мир Сибири, его самобытность, для вас связана прежде всего с Тувой? 

- На «Мир Сибири» уже многие годы люди едут, чтобы пополнить душу, расслабиться. На фестивале звучат якутские, русские, эвенкийские народные песни, музыка других стран, но он тесно привязан к горловому пению. За рубежом, в Москве, везде, где мы бываем, нас считают сибиряками.
Комментариев пока еще нет. Вы можете стать первым!

Добавить комментарий!


ОФИЦИАЛЬНЫЙ ПОРТАЛ РЕСПУБЛИКИ ТЫВА ВЕРХОВНЫЙ ХУРАЛ (ПАРЛАМЕНТ) РЕСПУБЛИКИ ТЫВА ГОССЛУЖБА РЕЗУЛЬТАТЫ НЕЗАВИСИМОЙ ОЦЕНКИ
МИНИСТЕРСТВО КУЛЬТУРЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ГОД Экологии ОФИЦИАЛЬНЫЙ САЙТ ФЦП КУЛЬТУРА РОССИИ (2012-2018 ГОДЫ)
ПОРТАЛ ОТКРЫТЫХ ДАННЫХ РЕСПУБЛИКИ ТЫВА ПОРТАЛ ГОСУДАРСТВЕННЫХ УСЛУГ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПРАВОВОЙ ПОРТАЛ В СФЕРЕ КУЛЬТУРЫ
ОФИЦИАЛЬНЫЙ САЙТ ПРАВИТЕЛЬСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПОРТАЛ КУЛЬТУРНОГО НАСЛЕДИЯ РОССИИ