Притяжение хоомея

Притяжение хоомеяСедьмой по счету Международный этномузыкологический симпозиум «Хоо­мей — (горловое пение) — феномен культуры народов Центральной Азии» стал историей. Позади три насыщенных событиями дня, когда собравшиеся напитываются информацией, обмениваются мнениями, пристально изучают тенденции развития уникального искусства. Да, это действительно правил бал хоомей. 

Подготовкой занимались многие, старались. Правда, не всегда задуманное получалось, но общего впечатления это не смазало. И практическая, и теоретическая части прошли, состоялись. Сделаны наметки на будущее, что поможет развитию искусства в веке ХХI-м. 

Председателем жюри впервые стал Андрей Монгуш, известный народный хоомейжи РТ. Ему и коллегам пришлось интенсивно прослушать более 70 солистов и 19 ансамблей. В команде жюри работали еще солист легендарной группы «Алаш», председатель Союза хоомейжи Аян Ширижик, доктор искусствоведения Зоя Кыргыс, народный хоомейжи Тувы Валерий Монгуш, большой поклонник тувинского хоомея, постоянный участник симпозиума Коичи Макигами из Японии, народный писатель РТ Эдуард Мижит, известный артист Вячеслав Кученев. Как заметил Андрей Алдын-оолович, было нелегко выбрать лучших. Хоомей — песня души. Сразу видно, кто готовился, кто медитирует, сливаясь со звуками природы. 

Искусство хоомея не знает никаких ограничений. Возраст участников: от семи лет и до 68-ми. А уж про границы и говорить нечего, их не существует. Причем, некоторые «заболевшие» искусством горлового пения приезжают в Центр Азии не один раз. Наверняка многие помнят и знают дуэт из Скандинавии «Молдурга», что бывает в далекой Бай-Тайге, знакомы с Андреем Опеем. И на этот раз представители Финляндии и Норвегии оказались в Кызыле. А Андрей Хертекович выступал в составе ансамбля «Тайга-Сыны», ставшего дипломатом первой степени. Для них хоомей — это образ мышления, стиль жизни. Как и для упорного японца Тедара Рехея, что практически каждый год бывает в Туве, зарабатывая дома целых 12 месяцев на дальнюю дорогу. Вот и на этот раз в заключительном концерте «Виртуозы хоомея» зал с удовольствием встречал старого знакомого, у которого есть и национальный тон с обувью-идиками, и тувинские музыкальные инструменты. Он старательно погружается в музыкальный мир кочевников, знает местный язык, овладел несколькими стилями феноменального искусства. 

Министр культуры РТ Алдар Тамдын, сам большой приверженец этого искусства, тепло благодарил организаторов встречи, персонально — руководителя Международного центра «Хоомей» Зою Кыргыс, доктора искусствоведения, отдельное «спасибо» — спонсорам. Есть и их заслуга, что обладатели гран-при получили по 50 тысяч рублей. «Надо восхвалить лучших до небес сегодня, а завтра двигаться дальше», — подчеркнул руководитель. 

Сама Зоя Кыргысовна подготовила доклад «Сохранение культурного наследия народов Центральной Азии» с интересными видеовставками. А участница из Новосибирска Галина Сыченко, кандидат искусствоведения, доцент Новосибирской консерватории на английском языке рассуждала о «Горловом пении: проблемы нотации и изучения» (перевод на русский шел на экраны). Оказывается, студенты ее вуза занимаются занесением в нотном варианте звуков хоомея, делают успехи. Будут и дальше это делать. Задача не из простых. 

Музыка Великой Степи… Это весьма объемное понятие. Только в Центре Азии есть 32 женщины-исполнительницы, 23 человека носят звание «Народный хоомейжи РТ», более 2400 исполнителей официально зарегистрировано. Недавно тувинские артисты побывали в Африке, где влюбили в хоомей местных жителей. 

По итогам встречи Зоя Кыргыс коротко сказала так: такие симпозиумы всегда интересны. Можно подводить итоги, делать выводы. Смотреть картину развития исполнительства. Но лучше тувинцев пока никого нет. 

На заключительном концерте «Виртуозы хоомея» можно было убедиться в правоте ее слов. Интересно было слушать уважаемых гостей из разных уголков мира. Особо выделим представителя Суоми Микко Ньювонена, что не первый раз в Туве. Заметно движение вперед в его исполнительстве тувинских мелодий. Но он еще и виртуозно владеет игрой на инструментах, что хочется особо отметить. Да и соединяет в композиции еще и музыку саамов, что зрители оценили с пониманием. Получается весьма необычно, нетрадиционно. И интересно. Обратили внимание и на представительницу Турции. Это оперная певица с прекрасным голосом Сойдан Озлем. Какая мощная композиция без музыкального сопровождения, тут голосом хрупкая женщина творила чудеса. 

И если новаторские нотки больше шли от гостей, то наши земляки старались не отходить от традиций. В их подаче разные стили были представлены во всей красе и мощи. Действительно, вибрации души музыкантов. И много новых имен. Лучшим стал представитель далекого Чеди-Холя, молодой человек учится в Тувинском госуниверситете, занимается хоомеем «под крылом» Чодуры Тумат. Далай Дамдын радовался победе, поклонился на награждении залу. А когда представил композицию — делал это легко, непринужденно, увлеченно, широко, мощно. Заряжал своей энергетикой всех собравшихся. Его имя на тувинском означает «море». Весьма символично: пусть его дорога в этом феномене будет такой же бескрайней и необъятной, как гладь морей. 

Особо выделим Тувинский национальный оркестр и Духовой оркестр правительства РТ. В их подаче искусство горлового пения проникает в каждую клеточку слушателей. Это — Космос! Даже не вибрации души, а целых галактик. 

И точка — жизнеутверждающая: все участники из разных стран вместе пели, заполнив всю сцену. Под звуки меди духовиков. 

Марина КЕНИН-ЛОПСАН 


ИМЕНА НАГРАЖДЁННЫХ УЧАСТНИКОВ СИМПОЗИУМА В ЦЕНТРЕ РАЗВИТИЯ ТУВИНСКОЙ ТРАДИЦИОННОЙ КУЛЬТУРЫ И РЕМЕСЕЛ: 

«Лучший хоомей» — Валерий Очур; 

«Лучший сыгыт» — Ачыты Салчак; 

«Лучший каргыраа» — Начын Чореве; 

«Лучший эзенгилээр» — Алексей Ховалыг; 

«Лучший борбаннадыр» — Евгений Сарыглар; 

«Самый яркий дебют» — Юмен Монгуш; 

«За лучшее продолжение традиций мастеров виртуозов» — Мерген Куулар; 

«Надежда симпозиума» — Ай-Хаан Хомушку; 

«За оригинальность ансамбля» — семейный ансамбль «ЧООДУ»; 

«Лучший наставник» — Герман Белекович Куулар; 

«Самый старший участник симпозиума» — Норбу Очур-оол (68 лет); 

«За лучшее авангардное исполнение» — Ньювонен Микко Хейкинпойка; 

«Лучший текстовой зачин» — Андрей Хертекович Опей; 

«Самый юный участник симпозиума» — Чоргаар Бегзи (7 лет). 

ИМЕНА НАГРАЖДЁННЫХ НА ГАЛА-КОНЦЕРТЕ: 

Соло: гран-при — Далай Дамдын (Чеди-Холь); лауреаты: I — Айгор Кошкендей (Кызыл), II — Мундукай Лопсан (Улуг-Хем), III — Монгун-оол Монгуш (Чадан); дипломанты: I — Роберт Маклафлин (США), II — Айдаш Барынмаа (Улуг-Хем), III — Ай-Бек Сат (Каа-Хемский район).
Ансамбли: гран-при — «Тыва», лауреаты: I — «Эзенги» (Кызыл), II — «Туралык» (Каа-Хемский район), III — «Жарки» (Хакасия); дипломанты: I — «Тайга-Сыны» (Бай-Тайга), II — «Амырга» (Кызыл), III — «Кенгирге» (Чадан).


Комментариев пока еще нет. Вы можете стать первым!

Добавить комментарий!


ОФИЦИАЛЬНЫЙ ПОРТАЛ РЕСПУБЛИКИ ТЫВА ВЕРХОВНЫЙ ХУРАЛ (ПАРЛАМЕНТ) РЕСПУБЛИКИ ТЫВА ГОССЛУЖБА РЕЗУЛЬТАТЫ НЕЗАВИСИМОЙ ОЦЕНКИ
МИНИСТЕРСТВО КУЛЬТУРЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ГОД Экологии ОФИЦИАЛЬНЫЙ САЙТ ФЦП КУЛЬТУРА РОССИИ (2012-2018 ГОДЫ)
ПОРТАЛ ОТКРЫТЫХ ДАННЫХ РЕСПУБЛИКИ ТЫВА ПОРТАЛ ГОСУДАРСТВЕННЫХ УСЛУГ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПРАВОВОЙ ПОРТАЛ В СФЕРЕ КУЛЬТУРЫ
ОФИЦИАЛЬНЫЙ САЙТ ПРАВИТЕЛЬСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПОРТАЛ КУЛЬТУРНОГО НАСЛЕДИЯ РОССИИ