СИМПОЗИУМ ОТКРЫТ!

СИМПОЗИУМ ОТКРЫТ!Хоомей смело можно назвать одним из главных объектов нематериального культурного наследия тувинского народа, отражением его духа, его гордостью и отдушиной. Сегодня утром в конференц-зале «Азимут» прошло открытие симпозиума с участием Главы Тувы Шолбана Кара-оола. Поприветствовав гостей и участников, Глава отметил особое место горлового пения в культуре Республики Тыва, которое зафиксировано законодательно. 17 августа в Туве – День хоомея. За мастерство и выдающееся исполнение горлового пения присваивается почетное звание «Народный хоомейжи Тувы». Кроме этого, сегодня во многих домах, учреждениях культуры и офисных помещениях на почетном месте красуется музыкальный инструмент игил. Хоомей по большей части исполняется под музыкальное сопровождение именно игила. Также Глава призвал всё научное сообщество мира сделать всё возможное, чтобы продолжить усилия по научному обоснованию необходимости раннего выхода хоомейжи (исполнителей хоомея) на пенсию. Общеизвестно, что профессиональные хоомейжи – это особая категория музыкантов, подвергающих себя дополнительным физическим нагрузкам. 

Также отметим, что с прошлого года мастерам-исполнителям горлового пения, достигшим 60 лет, правительство Тувы оказывает поддержку в виде премии в 60 тысяч рублей.

Симпозиум (совещание или конференция по какому-либо научному вопросу), посвященный глубокому и всестороннему изучению уникального явления, феномена под названием «горловое пение, в седьмой раз проводится на тувинской земле. Организатором как и ранее выступил Международный научный центр «Хоомей». 

Основная цель симпозиума – широкое обсуждение комплексных теоретических исследований как алтайского «кая», хакасского «хая», монгольского «хөөмия», так и тувинского хоомея и сольного двухголосного пения других народов. СИМПОЗИУМ ОТКРЫТ!Среди задач симпозиума – стимулирование и развитие научно-исследовательских работ по хоомееведению, сохранение аутентичности приемов исполнения тувинского хоомея, выявление, представление Хоомейжи и их социально-творческая поддержка местными администрациями кожуунов Республики Тыва. 

Нынешний симпозиум собрал ученых и исполнителей из разных регионов России и мира: Башкортостана, Татарстана, Горного Алтая, Хакасии, Бурятии, Якутии, Чукотки, Шории, Калмыкии, Таймыра; городов Москва, Санкт-Петербург, Томск, Новосибирск. В небольшую республику в географическом центре Азии прибыли представители следующих зарубежных стран: Казахстана, Кыргызстана, Белорусси, Великобритании, США, Японии, Франции, Германии, Норвегии, Финляндии, Китайской Народной Республики, Монголии, Внутренней Монголии, КНР, Тайваня. Также среди почетных гостей сегодня были видные учёные и прославленные хоомейжи Тувы. Это такие мастера, как Герман Белекович Куулар, Андрей Хертекович Опей, Валерий Кечилович Монгуш, Евгений Дыртык-оолович Оюн, Игорь Кошкендей, Андрей Монгуш. Учёное сообщество Тувы было представлено такими уважаемыми именами, как Зоя Кыргыс, Валентина Сюзюкей, Ольга Хомушку, Ульяна Бичелдей, Мира Бавуу-Сюрюн и другими. 

Пленарная часть симпозиума открылась выступлением доктора искусствоведения Зои Кыргыс – директора Международного научного центра «Хоомей». Ученая много лет занимается исследованием тувинского горлового пения. Сегодняшний её доклад назывался так – «Сохранение культурного наследия народов Центральной Азии». Зоя Кыргыс отметила, что сегодня в Туве «благодаря мощному составу современных исполнителей тувинского горлового пения поднялся дух этого искусства и наступил расцвет исполнительского искусства народов Центральной Азии»:

– Научные симпозиумы, фестивали, конкурсы исполнителей горлового пения проводятся, в первую очередь, для молодежи, живущей в дальних районах, где пастухи, табунщики, верблюдоводы издавна обучали своих детей, - говорила сегодня СИМПОЗИУМ ОТКРЫТ!Зоя Кыргыс. – Они ценят и любовно берегут по сегодняшний день специфическую, традиционно вокально-инструментальную музыку и хранят разные приемы исполнения, передавая их по своим неписанным законам из поколения в поколение. Именно это является предметом исследований ученых. 

Об уникальном явлении в музыкальной культуре хакасов – горловом пении «хай» рассказал Виктор Бутанаев, доктор исторических наук, профессор. Во вступительной части своего доклада он рассказал легенду о том, откуда в Хакасию пришло горловое пение. Однажды на хакасскую землю пришел Дух-хозяин горлового пения – хай ээзи. А пришел он с тех земель, где рождается великая река Енисей, то есть с территории Тувы. Этот Дух-хозяин подошел к музыкантам, те увидели его и ужаснулись его виду. И скрывать даже не стали своего брезгливого отношения к подошедшему. Обиделся Дух-хозяин горлового пения на хакасов. Но пожалел их. Он дал хакасскому народу часть того дара, который нёс, - искусство горлового пения и игры на музыкальных инструментах. Так объясняется отсутствие того стиля исполнения, который издревле известен тувинцам, - сыгыта. Еще одна отличительная особенность хакасского горлового пения – исполнители хая (хайджи) пели в сакральных местах в ночное время и всегда под инструментальное сопровождение. 

Самой приятной частью пленарной части симпозиума стало вручение Благодарственного письма Главы – председателя правительства Республики Тыва Галине Сыченко. Кандидат искусствоведения, доцент Новосибирской консерватории им. М.Глинки приезжает в Туву не первый раз. Она изучает проблему нотации тувинского хоомея, решение которой необходимо для преподавания данного вида народной музыки в учебных заведениях академического типа. В своем докладе Галина Сыченко вывела главные принципы подходов к обучению горловому пению тувинцев: устное обучение, слуховой опыт, подражание мастерам. Однако без теоретических знаний и нотации профессиональное обучение этому виду искусства не рационально:

СИМПОЗИУМ ОТКРЫТ!– Для исследователей нотация является одним из основных источников для изучения, не менее ценным, чем собственно аудиозапись, которую можно анализировать как таковую с применением большого количества существующих сегодня программ компьютерного анализа, - говорит Галина Сычева. – Имеется очень малое количество нотных записей образцов горлового пения тувинцев. Девять образцов опубликованы в монографии А.Аксенова и около 15 образцов в работе Зои Кыргыс. Несмотря на немногочисленность, доступные нотированные образцы наглядно демонстрируют огромное разнообразие стилей и приемов хоомея, индивидуальные различия исполнительских манер и региональных школ. Очевидно, что всё это настоятельно требует создания представительного корпуса нотировок, выполненных на современном уровне, с соблюдением академических норм и строгих текстологических принципов. 

Особую роль в проведении подобных симпозиумов и конференций, посвященных горловому пению, отметил министр культуры Алдар Тамдын:

– Научные доклады о горловом пении нужны, в первую очередь молодым исполнителям. Уверен, однажды появится такой человек, который будет «два в одном» – и исполнителем, и исследователем. То есть и теоретиком, и практиком. Наша с вами задача состоит в том, чтобы таких замечательных универсалов было как можно больше.

 Завтра по программе в Центе тувинской культуры (Ленина, 7) на протяжении всего дня будет проводиться конкурс исполнителей (сольные выступления). Вход свободный (без права съёмки).

 

Пресс-служба минкультуры Тувы


Комментариев пока еще нет. Вы можете стать первым!

Добавить комментарий!


ОФИЦИАЛЬНЫЙ ПОРТАЛ РЕСПУБЛИКИ ТЫВА ВЕРХОВНЫЙ ХУРАЛ (ПАРЛАМЕНТ) РЕСПУБЛИКИ ТЫВА ГОССЛУЖБА РЕЗУЛЬТАТЫ НЕЗАВИСИМОЙ ОЦЕНКИ
МИНИСТЕРСТВО КУЛЬТУРЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ГОД Экологии ОФИЦИАЛЬНЫЙ САЙТ ФЦП КУЛЬТУРА РОССИИ (2012-2018 ГОДЫ)
ПОРТАЛ ОТКРЫТЫХ ДАННЫХ РЕСПУБЛИКИ ТЫВА ПОРТАЛ ГОСУДАРСТВЕННЫХ УСЛУГ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПРАВОВОЙ ПОРТАЛ В СФЕРЕ КУЛЬТУРЫ
ОФИЦИАЛЬНЫЙ САЙТ ПРАВИТЕЛЬСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПОРТАЛ КУЛЬТУРНОГО НАСЛЕДИЯ РОССИИ