Вернулась музыка в театр

Вернулась музыка в театрВ апреле в Тувинском национальном театре давали премьеру по сказанию В. Серен-оола «Кан-кыс». Владимир Седипович был высоким, спокойным, добрым, деликатным человеком, отличным артистом и, как говорят филологи, очень талантливым писателем. И произведение его о добре и зле, об умении прощать, о душевной красоте человека.

 

Режиссер-постановщик спектакля — первый в Туве профессиональный режиссер музыкального театра Аяна Оюн. Это ее дипломная работа. И сразу скажем, работа особенная. Еще и потому, что она же является и композитором всех музыкальных произведений, звучавших в спектакле, а их было немало, а звучали они в стилистике народных песен, сопровождавших героическое сказание.

 

Инсценировку по произведению Владимира Серен-оола подготовили Саяна Сат, заслуженная артистка РТ, и Аяна Оюн. Сценография и костюмы — Начына Шалыка, народного художника РТ, также достаточно гармонично вписываются в театральное исполнение сказания. Высокий, постоянно движущийся помост в центре сцены помогает актерам показать сложное противостояние героев и отрицательных персонажей.

 

Несколько настораживает увлечение художников женскими шапками с очень высоким верхом в стиле скифских головных уборов; рассказ всё же идет о тувинском сказании. Удачным было и включение в действие элементов теневого театра Айдыса Чадамба. Сцены смертельной борьбы в показе ее в виде теней на декорации усиливали накал героического сказания.

 

В главной роли Кан-кыс выступила артистка Тана Ховен-оол. Она обладает хорошим голосом, очень темпераментная, быстрая, талантливая, разноплановая, что и нужно было для спектакля. Ей, как и также очень молодой артистке Айзане Чылбак-оол, чуть-чуть не хватает осмысления и игры Противостояния: они олицетворяют Добро и Зло, силы должны быть равны почти на протяжении всего действа. Но исполнительницы, понимая весь груз поставленной задачи, все же переходят на рассказ и показ интересной, захватывающей истории, где есть и смерть, и потери, и любовь. Возможно, музыка здесь бы помогла больше, может, стоит, действительно, попытаться сделать из него народную оперу.

 

Очень убедительны в спектакле Олег Сат, заслуженный артист РТ, в роли Шой-Тогуса, и Сайдаш Монгуш, заслуженный артист РТ, в роли Аржая, Саяна Сат, заслуженная артистка РТ.

 

Вызывает некоторое недоумение решение режиссера предложить актерам сыграть по две роли, в творческом коллективе достаточно самых разноплановых исполнителей. В данном случае минимализм себя не оправдал, молодые актеры не всегда были убедительны, поэтому и финал получился несколько скомканным.

 

Однако, дети 10-12-ти лет, в большом количестве присутствовавшие в зрительном зале, с интересом следили за происходящим на сцене. Значит, спектакль захватил их внимание, что очень трудно добиться в наше «гаджетовое» время! Если бы финал был еще более впечатляющим в эмоциональном плане, еще более утвердительным в том, что Добро все же побеждает Зло, вышло бы еще замечательнее!

 

Мои предложения ни в коем случае не умаляют впечатления от первой большой работы постановщика Аяны Оюн. Наконец-то название театра: музыкально-драматический — начнет себя оправдывать в полной мере, поскольку музыкальных спектаклей у нас практически нет.

 

Будем ждать новых успешных музыкальных постановок!

 

Айлана КУЖУГЕТ,

театральный критик, доктор культурологии


Комментариев пока еще нет. Вы можете стать первым!

Добавить комментарий!


ОФИЦИАЛЬНЫЙ ПОРТАЛ РЕСПУБЛИКИ ТЫВА ВЕРХОВНЫЙ ХУРАЛ (ПАРЛАМЕНТ) РЕСПУБЛИКИ ТЫВА ГОССЛУЖБА РЕЗУЛЬТАТЫ НЕЗАВИСИМОЙ ОЦЕНКИ
МИНИСТЕРСТВО КУЛЬТУРЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ГОД Экологии ОФИЦИАЛЬНЫЙ САЙТ ФЦП КУЛЬТУРА РОССИИ (2012-2018 ГОДЫ)
ПОРТАЛ ОТКРЫТЫХ ДАННЫХ РЕСПУБЛИКИ ТЫВА ПОРТАЛ ГОСУДАРСТВЕННЫХ УСЛУГ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПРАВОВОЙ ПОРТАЛ В СФЕРЕ КУЛЬТУРЫ
ОФИЦИАЛЬНЫЙ САЙТ ПРАВИТЕЛЬСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПОРТАЛ КУЛЬТУРНОГО НАСЛЕДИЯ РОССИИ