Официальный сайт Министерства культуры Республики Тыва » Новости » Оксана Тюлюш: «Я никогда не жду вдохновения. Оно всегда со мной»

Оксана Тюлюш: «Я никогда не жду вдохновения. Оно всегда со мной»

Написал admin2
//
26 апреля 2018
//
//
Оксана Тюлюш: «Я никогда не жду вдохновения. Оно всегда со мной»Большое интервью Оксаны Тюлюш – композитора, художественного руководителя Тувинского национального оркестра.

Оксана Владимировна рассказывает о том, как она сочиняет музыку, какая трансформация произошла с оркестром за 15 лет и кто может стать артистом ТНО.
 
ПРО МУЗЫКУ
На что похож процесс создания музыки?

Если это песня, то меня чаще вдохновляют стихи. Я с детства интересуюсь литературой, поэзией. Слежу за авторами, за новинками. Из тувинской поэзии, у меня несколько любимых поэтов. Среди них: Владимир Серен-оол, Александр Даржай, Эдуард Мижит, Николай Куулар, Антон Уержаа, Сылдыс Донгак.

Бывают песни, которые рождаются сразу от начала до конца: я начинаю читать стихи и тут же мелодия уже звучит в голове, синхронно тексту. Чаще всего случается именно так. Либо я читаю стихи и понимаю: песня не получится. Или третий вариант: вижу текст и понимаю – ага, чуть-чуть переработаю, и будет песня. Бывает, что музыка начинает звучать в таком месте, где нет возможности записать. Но, я всегда запоминаю мелодию в голове – у меня внутри записывающее устройство (смеется – ред.). На самом деле, здесь включается разработанная музыкальная память, которая появляется, когда много и долго занимаешься музыкой. Я запоминаю не столько даже мелодию, а скорей образ. Когда приходит момент воспроизвести музыку, я отталкиваюсь именно от него.

Как часто приходит вдохновение?

Я никогда не жду вдохновения. Я знаю, что оно всегда со мной. Оно внутри меня и никуда не исчезает. Есть такой стереотип, что будто чем композитору хуже, тем он больше и лучше пишет. Но у меня совершенно не так. Мне, наоборот, нужно умиротворение вокруг, чтобы я могла спокойно уединится и работать.

Как вы пришли в профессию?

Я сочиняю с 10 лет. Мой музыкальный путь начался в РШИ (Республиканская школа искусств). Оттуда несколько одаренных детей направили на учебу в Среднюю специальную музыкальную школу при Казанской государственной консерватории имени Н. Г. Жиганова. После окончания этой школы я поступила уже в Московскую государственную консерваторию им. П.И. Чайковского на кафедру композиции (сочинения музыки).

У вас никогда не было страха потерять слух?

У композитора есть внутренних слух – мне не обязательно играть ноты, я слышу их внутри. Я могу писать музыку и без инструментов. Если даже я потеряю внешний слух, не дай бог, конечно, то внутренний никуда не денется. Кстати, здесь можно вспомнить Бетховена, который потерял слух, но продолжал творить.

ПРО ТУВИНСКИЙ НАЦИОНАЛЬНЫЙ ОРКЕСТР
Как вы пришли работать в ТНО?

Я начала работать в оркестре, как художественный руководитель, с 2011 года. До этого я работала в Национальном театре, и тогда мы познакомились с Аяной Самыяевной (А.С. Монгуш – дирижер, прим.). Она обратилась ко мне за помощью, оркестру требовалась профессиональная поддержка. Не сразу, но я начала работать с оркестром. Сначала написала, как композитор, одно произведение – «Ожившие камни» («Көжээлер»), которое, кстати, тоже прозвучит на нашем праздничном концерте. Ну а там, втянулась, как говорится…

Поговорим о юбилее ТНО. Будет ли что-то новое на юбилейном концерте?

Не хотелось бы карты раскрывать, конечно, но как же без новой музыки?

Если разница между тем оркестром, в который вы пришли в 2011 году и тем, который сейчас?

Когда я пришла в оркестр, исполнялись по большей части только песни: народные, авторские. Для развития оркестра требовалось направить часть наших сил на создание инструментального репертуара. Нужно было системно изучить и развивать национальные инструменты. Мы думали: можно ли что-то улучшить, начиная от технологии изготовления, заканчивая произведениями, которые исполняются на этих инструментах. Оркестр ведь должен играть оркестровую музыку. Но, при этом, нужно помнить о том, что изначально формат оркестра таков, что он является ещё и поющим. Это его специфика.

В чем сложность?

Нужны композиторы, нужна новая музыка. И у меня, и у Аяны Самыяевны, которая тоже сочиняет для оркестра, к сожалению, нет столько времени на творчество, сколько хотелось бы. У нас дефицит авторов, которые могли бы писать инструментальные произведения для нашего состава оркестра. 
Ведь чем больше разных композиторов, тем лучше –это обеспечивает разнообразие репертуара.

Коллектив ТНО и кто может стать его частью?

Сложный вопрос. Музыканты ТНО особенные, потому как, каждый из них является частицей нашей самобытной тувинской культуры. Чтобы работать в оркестре, я думаю, что музыкант-исполнитель должен, с одной стороны, быть носителем тувинской культуры, а с другой стороны – быть профессиональным музыкантом. Это нужно для того, чтобы мы могли «говорить на одном языке» и понимать друг друга.

Какую роль играют зрители в жизни оркестра?

Зритель очень важен. Всё, что мы делаем – это для него. Мы думаем про него постоянно: какой он, что он хочет, что любит. И конечно, хотим повести его, в каком-то смысле, за собой. Если воспринимать творчество ТНО на уровне «нравится – не нравится», то это уже не искусство, а сфера услуг. Всё-таки мы преследуем другие цели, нежели просто развлекательные. Мы хотим затронуть у зрителя тонкие струны его души. В наш бурный век технологий и глобализации, не дать уйти почве из-под его ног, напоминать своей музыкой о его истоках– вот наша главная миссия перед народом.

Беседовала А. Быкова

Комментариев пока еще нет. Вы можете стать первым!

Добавить комментарий!


ОФИЦИАЛЬНЫЙ ПОРТАЛ РЕСПУБЛИКИ ТЫВА ВЕРХОВНЫЙ ХУРАЛ (ПАРЛАМЕНТ) РЕСПУБЛИКИ ТЫВА ГОССЛУЖБА РЕЗУЛЬТАТЫ НЕЗАВИСИМОЙ ОЦЕНКИ
МИНИСТЕРСТВО КУЛЬТУРЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ГОД Экологии ОФИЦИАЛЬНЫЙ САЙТ ФЦП КУЛЬТУРА РОССИИ (2012-2018 ГОДЫ)
ПОРТАЛ ОТКРЫТЫХ ДАННЫХ РЕСПУБЛИКИ ТЫВА ПОРТАЛ ГОСУДАРСТВЕННЫХ УСЛУГ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПРАВОВОЙ ПОРТАЛ В СФЕРЕ КУЛЬТУРЫ
ОФИЦИАЛЬНЫЙ САЙТ ПРАВИТЕЛЬСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПОРТАЛ КУЛЬТУРНОГО НАСЛЕДИЯ РОССИИ