ВВЕДЕНИЕ В АНИМАЦИЮ

ВВЕДЕНИЕ В АНИМАЦИЮ…Пластилинового Ждуна — мешкообразную фигуру — вылепил Орлан Сат. Орлан Викторович, скульптор-камнерез. Здесь, в одном из подвальных помещений Центра тувинской культуры, в руках у художника не привычный ему агальматолит, а пластилин. И из пластилина иной раз выходит такое. Шутки ради, конечно. Но сидит теперь это неказистое, небрежно слепленное существо в центре рабочего стола, заваленного бумагой, красками и кусками разноцветного пластилина, и чего-то ждёт. 
Чего?.. 

Художник Орлан Сат здесь, можно сказать, поменял профессию. Точно так же, как Аяна Куулар, дизайнер по образованию, и Серен Донгак, четверокурсник Кызылского колледжа искусств. Тоже, между прочим, будущий дизайнер. Все трое теперь будут работать с детьми. В одной упряжке, управляет которой Сергек Чапчын — человек творческий, давным-давно увязший в пучине мультипликационных фантазий. 
Здесь теперь живут видеокамеры, столы особых конструкций. Под потолком теснятся тучи разных идей. В основном детских. Ждун задумчиво взирает на множество непонятно-пёстрого: это миниатюрные фигурки человека-паука, каких-то воинов и ещё бог знает чего, налепленного ребятишками. Очень может быть, что скоро какие-то из этих заделок встанут на липкие пластилиновые ножки, зашагают и даже заговорят. 
Сергек Чапчын заразился этой болезнью — мультипликацией — в Бай-Тайге, где какое-то время работал в системе дополнительного образования, а перебравшись в Кызыл, надумал заразить ею и тувинскую столицу. Ну, хотя бы какую-то часть её маленьких граждан. Так со временем в городе открылась детская студия анимации «Бодарал». Сначала она ютилась в подвале Дома народного творчества, а в прошлом году переехала в Центр тувинской культуры. Опять в подвал. 
Сергек Чапчын со времён ДНТ немного подрос в статусе — стал заместителем директора ЦТК, но от мечты своей не отказался. Более того, если раньше он был доволен небольшой группой ребятишек, с которыми неспешно творил мультики, то теперь мыслит глобальней. Намеревается поделиться своей мечтой со всей республикой. Помогать ему будет талантливая команда единомышленников, которых мы уже представили: Орлан, Аяна и Серен. Каждый из них займётся отдельным направлением мультипликации. На Орлане Викторовиче, например, — пластилиновые мультики. На Аяне — рисованные. Серену же всё ещё обустраивают специальный уголок для работы. 
Пол на его территории хрустит под ногами. Стол, который примет творческий процесс, пока лишь — условный макет необходимого стола. Состоит из каркаса и фанеры, засыпан песком. Серен молча сгибается над сыпучим материалом, перемешивает его, распределяет тонким слоем по поверхности, ребром ладони регулируя толщину слоя. Набирает горсть и — замирает, как монах над мандалой; тонкая струйка песка, которая сыплется из горсти художника, уже сформировала знакомые тувинские ландшафты: степь и расписанное облаками небо над ней; юрту со струйкой дыма, извилистую ленту степной дороги… Стол снизу ярко подсвечен, поэтому картина лучится светом, зернистый песок шевелится — сам процесс завораживает. Над столом свешивается видеокамера: самая примитивная веб-камера. Для покадровой съёмки. 
Это — песочная анимация. Серен будет заниматься ею. Пока это — лишь репетиция процесса. Дети будут работать с другим материалом; возможно, даже с ароматным кофе. 
Эскиз будущего рабочего стола нарисован, он будет профессиональный. Такой, какой нужно. Скоро его изготовят. 

А в середине ноября команда аниматоров Центра тувинской культуры проведёт трёхдневные курсы для тувинских педагогов, которые пожелают освоить азы мультипликации и разнообразить внеучебную жизнь своих воспитанников. Эти курсы — первый этап анимационного проекта «Тыва-мульт», который Сергек Чапчын разработал при поддержке Центра тувинской культуры и Министерства культуры республики. 

Мечта Сергека, а теперь уже и не мечта, а задача, на деле оказалась вполне осуществимой. Сегодня любая школа, имеющая оборудованный компьютерный класс, может позволить себе небольшую анимационную студию. Ну, или хотя бы кружок юных мультипликаторов. И нужно-то для этого — средненький компьютер, примитивная веб-камера и самая простая программа. Как всем этим добром пользоваться, чтобы создать мультик, Сергек расскажет. 
За курсами последуют второй и третий этапы проекта: сначала — экспедиция, выездные мастер-классы в районах, потом — большой творческий конкурс. 
— Мы хотим, — разъясняет Сергек, — чтобы учителя и воспитатели научились грамотно снимать, лепить… Узнали, с какими программами работать. Дальше они начнут заниматься сами. На мастер-классы в районах пригласим директоров школ, начальников отделов культуры. Чтобы разбудить в них интерес. Показать им, что такое анимация и для чего ею надо заниматься с детьми. Ну, а конкурс, третий, заключительный, этап проекта «Тыва-мульт» проведём весной. По его итогам выпустим DVD-сборник работ. 
Ещё одна, подспудная, цель, которую преследуют Сергек и его товарищи, затевая это масштабное движение, — разыскать в Туве талантливых ребят, которые пожелают примкнуть к их творческому коллективу, и вместе с ними снять серьёзное анимационное кино. Профессионального уровня. Об этом Сергек тоже уже давно грезит. Тем более что фактуры полно: море тувинских сказок. Осталось найти художников, организовать их — и дело сделано. 

…Пока студию готовят к полноценной работе, сюда прибегают девчонки и мальчишки из школы № 2 — полепить. Вместе с ними пластилином важно орудует и Санчай Сат. В школу мальчуган пойдёт ещё только в следующем году, ему шесть лет. Сюда его приводит дедушка. Сергек Санчая наблюдает давно. 
— Это, — пророчит он, — будущий скульптор и мультипликатор. 
Санчай ловко орудует своими маленькими пальчиками. Вроде, и головой вертит, и вникает во всё, что происходит вокруг (а в тесной студии всё время что-то происходит), а не успеешь оглянуться — у него уже что-то готово. Алый человек-паук. Волшебное дерево из какого-то мультика. Ещё целый гурт персонажей. Мальчик любит смотреть телевизор и знает очень много всего. Вот человечек на постаменте. Приглядишься — а в руке у него зажат микрофон. 
— Певец, — представляет Санчай. 
На голове у человечка — национальная шапочка. 
— Ты ж не видал такого никогда, — удивляется дедушка. 
— Нет, — протестует мальчик. — Видел в театре. 
А дед-то, надо сказать, в театре пожарным работает. 
Забавляются взрослые, рассматривая лепню Санчая. Подшучивают, хвалят. А мальчишка, знай себе, — своими делами занят. Мир познаёт. 
Фигурки у него ещё, конечно, скорее намеченные, тщательной проработки нет. Но художники уже видят: из этого мальчишки, если его поощрять, толк будет. 
Это его, Санчая, работы в студии планируют оживить. Снимать, по-хорошему, мальчик должен сам. Однако чтобы снять всего одну секунду мультипликационного кино, требуется сделать 24 кадра. Это чтобы персонаж на экране передвигался плавно, естественно. Для малыша, такого как Санчай, процесс невообразимо нудный. Как бы не вспугнуть ребёнка, опасается Сергек. Таким юным мультипликаторам добрые наставники разрешают сократить съёмку до пятнадцати кадров в секунду. Чтобы ребёнок увидел, как его герой оживает. 
Пока взрослые думают, как поддержать в мальчишке искру интереса, чтоб из неё возгорелось творческое пламя, Санчай уже рассказывает о планетах Солнечной системы и безапелляционно заявляет: 
— Когда вырасту — стану космонавтом. 
Кем вырастет Санчай, не знает, наверное, даже глубокомысленно нахохлившийся на столе пластилиновый Ждун. Сидит он в центре этой маленькой творческой вселенной и ждёт. Чего? Прежде всего, конечно, того, что выйдет из затеваемого «Тыва-мульта», который здесь так горячо обсуждается. Ну, а там, если дело выгорит, уже видно будет, чего ждать дальше. Можно и на Санчая поставить. Не станет скульптором — может, в космос рванёт… Кто знает. 

Виктория КОНДРАШОВА

Комментариев пока еще нет. Вы можете стать первым!

Добавить комментарий!


ОФИЦИАЛЬНЫЙ ПОРТАЛ РЕСПУБЛИКИ ТЫВА ВЕРХОВНЫЙ ХУРАЛ (ПАРЛАМЕНТ) РЕСПУБЛИКИ ТЫВА ГОССЛУЖБА
МИНИСТЕРСТВО КУЛЬТУРЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ГОД Экологии ОФИЦИАЛЬНЫЙ САЙТ ФЦП КУЛЬТУРА РОССИИ (2012-2018 ГОДЫ)
ПОРТАЛ ОТКРЫТЫХ ДАННЫХ РЕСПУБЛИКИ ТЫВА ПОРТАЛ ГОСУДАРСТВЕННЫХ УСЛУГ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПРАВОВОЙ ПОРТАЛ В СФЕРЕ КУЛЬТУРЫ
ОФИЦИАЛЬНЫЙ САЙТ ПРАВИТЕЛЬСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПОРТАЛ КУЛЬТУРНОГО НАСЛЕДИЯ РОССИИ


-->