Кадровое закулисье

Написал admin2
//
23 марта 2017
//
//

 Кадровое закулисье Кадр – (по Ожегову) об отдельном человеке как работнике

Это было давно. В поселке Тея Северо-Енисейского района Красноярского края жила семья ссыльного Александра Павловича Проценко. Вскоре он умер от туберкулеза, и осталась его супруга Ксения Кондратьевна Булавченко одна с четырьмя детьми на руках. Конечно же, было трудно. Но жили и не ведали, что Тува станет вторым родным домом. Дети взрослели.

По воле случая Ксения Кондратьевна с семьей приехала в Туву и устроилась работать в театр уборщицей. В 50-е годы театр носил имя Сталина. Затем перешла работать гардеробщицей. А самая младшая – Нелля, хоть и была уже замужем, решила тоже поехать вслед за матерью и братьями в Кызыл. Сразу устроиться на работу ей не удавалось, и она часто посещала свою маму в театре, помогала. И как-то раз Ксения Кондратьевна дочери сказала, что в театр требуется кочегар. Спросила - пойдешь? Нелле шел 20-й год, она не боялась никакой работы, поэтому согласилась.

Кочегарка находилась во дворе театра. Большие котлы. Всё гудело, шумело. Поневоле опасалась – как бы чего не случилось! Сердце трепетало, а руки делали. Правда, брат временами помогал. Пользуясь случаем, в такие минуты она забегала в театр. Забегала не только к маме, с любопытством наблюдала за всеми: актерами, режиссерами, художниками. А вечерами училась в вечерней школе.

Заинтересованность молодой девушки понравилась главному бухгалтеру театра Шульбеевой Александре Викторовне, и стала она Неллю обучать. Сначала та бегала по организациям, разносила документы. Из котельной её перевели контролером. Теперь уже она чаще появлялась в бухгалтерии, и соответственно, прибавились учителя.

Кадровое закулисьеСекретарем-машинисткой в то время была Шашкова Ольга Васильевна – суровая внешне, но добрая внутри. Строгим голосом она постоянно поправляла молодую работницу, а если что-то не получалось, говорила Нелле – думай! делай сама! Можно сказать, заставила ее поступить на курсы обучения секретарей-машинисток. Так Ольга Васильевна готовила её на свое место, а сама впоследствии перешла на место бухгалтера материальной группы.

Действительно, у Нелли Александровны Фокиной было много учителей и не только в бухгалтерии. По ее словам, именно ТЕАТР стал главным учителем в её жизни.

Прежде всего, ТЕАТР научил ее понимать людей и вникнуть в специфику актерской профессии. Ведь актеры – это особая каста. Они сотни раз проживают на сцене судьбы других людей.Тувинские актеры покорили своим талантом сердце Нелли Александровны. Она была влюблена в них.

Но ТЕАТР – это не только актеры, это огромное количество и других людей, которые обслуживали театрально-концертную деятельность. Ведь до открытия филармонии при театре еще существовало концертно-эстрадное бюро. И наймом кадров занимались сами директора, так как не было отдельной единицы кадровика, их обязанности исполняли секретари-машинистки, где уже работала Нелля Александровна.

Лишь в 1964 году театру выделили отдельную единицу заведующего отделом кадров. Так что можно сказать, что в тувинском театре Фокина Нелля Александровна стала первой заведующей отделом кадров. Правда, в то время обязанности были менее обширными. Это сегодня начальник отдела кадров управленец. Он может руководить не только поиском персонала, но и его адаптацией, обучением, повышением квалификации и многими другими задачами.

Более 45 лет отдала она ТЕАТРУ. Трудно представить сегодня - сколько человеческих судеб прошло через ее руки. Она всегда говорила – в театре мало просто числиться в штате и работать. Она убеждена – надолго остаются и бескорыстно служат ТЕАТРУ, неважно в какой должности, люди с большой любовью в сердце и в душе. Если этого нет – долго не задерживаются. Нелля Александровна на своем месте старалась понять каждого. Интуитивно чувствовала тех, у кого отсутствовала эта любовь и она старалась помочь им, убедить, где-то поддержать, а при необходимости – помочь. Как когда-то протянули руку помощи ей и дали возможность найти своё место в жизни.

Нелля Александровна сегодня на заслуженном отдыхе, но с большой благодарностью вспоминает тех, кто окружал ее. Это и актеры, обслуживающий персонал, технические работники, бухгалтера и директора. Для нее ТЕАТР – это дорогое сердцу место, где пересекались самые главные события и люди в ее жизни. Её дочь Ольга на этом перекрестке впитала теплую и семейную атмосферу ТЕАТРА. Позднее, как-то при встрече она призналась - очень сожалеет, что не связала свою жизнь с ТЕАТРОМ. Большая любовь к этому волшебному миру передалась ей от матери Нелли Александровны.

Кадровое закулисьеС особой теплотой она вспоминала спокойного и интеллигентного, доброжелательного и требовательного директора театра Далай-оола Родиона Окуй-ооловича. Они много лет проработали вместе. Нелля Александровна печатала хорошо на двух языках, и это позволило ей поверхностно понимать смысл некоторых слов, затем и понимать тувинскую речь. И вот она решила более серьезно заняться изучением тувинского языка. В то время отсутствовали какие-либо курсы, и она попросила заняться с ней одного актера. Любознательная по натуре, она с большим рвением взялась за новое дело. Всё бы хорошо, да вот актер как-то решил подшутить над ней. Говорит – надо закрепить язык. Песни, стихи, частушки - самое хорошее подспорье в этом деле, убедил он её. Как добросовестная ученица, она выучила материал. Однажды шла по коридору и запела заученные песни. А за ней шел директор Родион Окуй-оолович и услышал её пение. Догнав её, пригласил в кабинет. Он-то и поведал Нелле Александровне, что все эти песни – нехорошие в плане содержания. Никогда не пой эти песни – сказал он, и предложил продолжить занятия по тувинскому языку с ним. Раскрасневшись от стыда, она согласилась. Но директору не всегда удавалось найти время и, понимая ситуацию, она просто отказалась от этой затеи.

В 1969 году в апреле месяце открыли филармонию. Назначили директором нового творческого коллектива Родиона Окуй-ооловича и, долго не думая, он пригласил работать в отдел кадров Неллю Александровну. Она поблагодарила, но отказалась. А вот помочь на первых порах согласилась с большим удовольствием. Около месяца бегала между театром и филармонией. Начав с нуля и доведя до ума все документы по кадрам, Нелля Александровна передала дела.

Однажды, как прекрасного специалиста по кадрам, всё же уговорили работать в ТНИИЯЛИ. Её хватило только на два дня, хотя предоставлены были все условия. Неллю Александровну пугала тишина…До боли ей не хватало ТЕАТРА с его специфическими запахами и шумами, а главное, не хватало этой слегка сумасшедшей, замечательной театральной семьи. Но, тем не менее, за эти два дня она сумела привести в порядок все документы по работе с кадрами. Это основная черта Нелли Александровны – всё должно быть в порядке! Порядок у нее был и в голове – добросовестно изучала все необходимые документы и приложения к ним. С тех пор она уже никуда не уходила и даже не пыталась, несмотря на заманчивые предложения. Ведь мы все знаем, что зарплаты в сфере культуры и искусства всегда были невысокими.

Кадровое закулисьеА время бежит. Менялись и росли требования к начальнику отдела кадров. Она понимала изменившуюся ситуацию и, конечно же, стремилась взрастить себе замену. Понимала и то, что только «доморощенный» кадр сможет работать полноценно в творческом коллективе. Приметила молодую девчушку Аиду, которая работала в приемной. Была она исполнительной и добросовестной, эти качества очень нравились Нелле Александровне и решила взять её под своё крылышко. Аида быстро всё схватывала и вот в 2007 году Нелля Александровна ушла на пенсию. Аида заменила её, став начальником отдела кадров театра. Сегодня можно сказать – достойная ученица достойного учителя!

Как говорится, всему своё время! Сегодня Нелля Александровна лишь в мыслях возвращается в свой театр, лишь в воспоминаниях проплывают родные и близкие лица актеров тувинской и русской трупп, директоров, инженеров, художников, гримеров, осветителей, швей, монтировщиков, костюмеров, гардеробщиц, контролеров, вахтеров… В свою очередь, и они все помнят спокойную и доброжелательную Неллю Александровну, которая искренне старалась поддержать и помочь, подсказать, объяснить, поправить и оказать содействие в решении каких-то проблем. Помнят и организации столицы, представители которых соприкасались по работе с этой замечательной труженицей. Помнят её компетентность, а главное – умение общаться и вести переговоры.

С большой благодарностью и любовью вспоминают Неллю Александровну такие же взращенные кадры театра - Надежда Торлуковна Оюн и Валентина Баировна Саая. Она оказывала им поддержку в трудные минуты и помогала в семейной жизни. Согласитесь, не все начальники отделов кадров знали своих сотрудников вне рабочей деятельности. Нелле Александровне была присуще черта – на уровне интуиции чувствовать душу каждого сотрудника. Не навязывалась на откровения – все сами шли к ней со своими проблемами и жизненными неурядицами. Но были моменты, когда ей самой приходилось вмешиваться и решать трудные для человека вопросы.

Надежда Торлуковна пришла на работу в 35-летнем возрасте, после смерти мужа, с детьми на руках. Нелля Александровна приняла посильное участие в её жизни, трудоустроила многодетную мать гардеробщицей. А сейчас та работает заведующей складом театра.

Валентина Баировна пришла в театр совсем молодой девчушкой. Впервые соприкоснулась с волшебным миром театра благодаря старшему брату Чадамба Баировичу и его супруге Дарый Чульдумовне Монгуш. Они уже работали в актерском составе по окончании ЛГИТМИКа. Здесь же в театре Валентина создала свою семью, её муж Борис работал монтировщиком сцены. Родили «театральных» детей. Всякое случалось в жизни, но Валя всегда чувствовала ненавязчивое внимание, поддержку Нелли Александровны.

Много лет работала Валентина в реквизиторском цехе, заведующей которым была Лидия Петровна Попова. Сама Лидия Петровна тоже более 45 лет трудилась в театре, здесь же в электроцехе работал её муж, Константин Попов. В театре родилась дочь, которая впоследствии стала заслуженной артисткой РФ. Это Ольга Константиновна Кузина.

И таких много в ТЕАТРЕ… Они десятилетиями своим бескорыстным трудом выражали свою ЛЮБОВЬ ТЕАТРУ. Они служили и служат его Величеству ТЕАТРУ трепетно, верно, надежно и преданно, как Нелля Александровна Фокина.

P.S. 23 марта – юбилей у Надежды Александровны Фокиной и в связи с этим знаменательным событием желаем Нелле Александровне Фокиной доброго здравия и говорим СПАСИБО за Ваш труд!

Светлана МУНЗУК,

заслуженный работник культуры РТ

На фото:

1. Нелля Александровна Фокина

2. Ольга Васильевна Шашкова

3. Родион Окуй-оолович Далай-оол

4. Нелля Александровна Фокина

Комментариев пока еще нет. Вы можете стать первым!

Добавить комментарий!


ОФИЦИАЛЬНЫЙ ПОРТАЛ РЕСПУБЛИКИ ТЫВА ВЕРХОВНЫЙ ХУРАЛ (ПАРЛАМЕНТ) РЕСПУБЛИКИ ТЫВА ГОССЛУЖБА
МИНИСТЕРСТВО КУЛЬТУРЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ГОД КУЛЬТУРЫ ОФИЦИАЛЬНЫЙ САЙТ ФЦП КУЛЬТУРА РОССИИ (2012-2018 ГОДЫ)
ПОРТАЛ ОТКРЫТЫХ ДАННЫХ РЕСПУБЛИКИ ТЫВА ПОРТАЛ ГОСУДАРСТВЕННЫХ УСЛУГ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПРАВОВОЙ ПОРТАЛ В СФЕРЕ КУЛЬТУРЫ
ОФИЦИАЛЬНЫЙ САЙТ ПРАВИТЕЛЬСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПОРТАЛ КУЛЬТУРНОГО НАСЛЕДИЯ РОССИИ


-->