Шагаа: время чистое, как белое молоко

Написал admin2
//
30 января 2017
//
//
Шагаа: время чистое, как белое молокоВ традициях наших предков месяц до начала Шагаа был временем тщательной подготовки к любимому празднику
До главного праздника Тувы – Шагаа, остается почти месяц. Между тем, это время уже считается особенным – это последний месяц уходящего года – белый месяц, и провести его следует достойно. Время до наступления Шагаа и после него – глубоко сакрально. Все деяния, совершенные в это время, умножаются в тысячи раз, и плохие, и хорошие. Значение самого названия праздника «Шагаа» такое: «шаг» - время, «аа сут» - белое молоко, то есть «время, чистое, как белое молоко». 
Белый месяц – завершающий в уходящем году, и в это время нужно быть осмотрительным, очищаться духовно и материально – наводить порядок дома, содержать мысли и поступки в чистоте. Необходимо воздерживаться от принятия алкоголя и других негативных деяний. 
Предки готовили и себя, и жилище к празднику загодя. Сегодня порядок в доме многие хозяйки начинают наводить буквально накануне ночи на Шагаа, хотя по традициям наших предков, никакой грязной работой в день перед наступлением праздника т.е. «будуу хун» заниматься было нельзя. Так, если в этом году мы встречаем праздник в ночь с 26 на 27 февраля, то наводить порядок в доме и готовить праздничный стол необходимо закончить уже 25 числа. 
Наши предки внимательно относились к запрету на пролитие крови в месяц накануне Шагаа. Мясо для праздничного стола готовилось еще осенью, когда скот набирал вес. Готовили «хырбача» - мясное ассорти, завернутое в коровий желудок, и доставали его уже перед наступлением праздника. 
Ночь накануне наступления Шагаа проводили за праздничным столом и настольными играми, подолгу рассказывались сказки. А рассвет встречали обрядом разжигания ритуального костра «Сан салыры» с подношением для духов – хозяев местности. Его проводили мужчины, и считалось, что именно во время Шагаа этот обряд имел самое сильное действие. Самые уважаемые люди в аале или семье читали благопожелания – «йорээлдер». Хозяйки в это время выходили из юрт и тоже проводили «сан» - недалеко от собственных жилищ разводили ритуальный костер с подношениями, отдавая дань уважения огню, символу домашнего очага. 
При встрече после наступления Шагаа тувинцы здоровались друг с другом по древнему обычаю – «чолукшууру» - младшие протягивали старшим руки до локтя ладонями вверх, а старшие накрывали их ладонями вниз. В этом приветствии выражалось уважение младшего к старшему, подчеркивалось его стремление перенять накопленные мудрость и опыт, у старшего – поделиться. В то же время младший касался ладонями локтей старшего, что означало его готовность поддержать человека в возрасте.
Мудрость предков, от которых к нам пришли эти обычаи, которые начинали готовиться к самому светлому празднику в году задолго до его наступления, в том, что людям давалась возможность переосмыслить прожитый год и настроиться на позитивный образ жизни, привыкнуть совершать благие деяния, содержать даже свои мысли в чистоте. Очищение жилища, избавление от накопившегося хлама приносило в дом положительную энергетику, воздержание от алкоголя избавляло от негативных деяний. 
До наступления любимого праздника остается не так много времени, но еще есть возможность встретить его именно так, как было в традициях тувинского народа испокон веков.
Комментариев пока еще нет. Вы можете стать первым!

Добавить комментарий!


ОФИЦИАЛЬНЫЙ ПОРТАЛ РЕСПУБЛИКИ ТЫВА ВЕРХОВНЫЙ ХУРАЛ (ПАРЛАМЕНТ) РЕСПУБЛИКИ ТЫВА ГОССЛУЖБА РЕЗУЛЬТАТЫ НЕЗАВИСИМОЙ ОЦЕНКИ
МИНИСТЕРСТВО КУЛЬТУРЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ГОД Экологии ОФИЦИАЛЬНЫЙ САЙТ ФЦП КУЛЬТУРА РОССИИ (2012-2018 ГОДЫ)
ПОРТАЛ ОТКРЫТЫХ ДАННЫХ РЕСПУБЛИКИ ТЫВА ПОРТАЛ ГОСУДАРСТВЕННЫХ УСЛУГ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПРАВОВОЙ ПОРТАЛ В СФЕРЕ КУЛЬТУРЫ
ОФИЦИАЛЬНЫЙ САЙТ ПРАВИТЕЛЬСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПОРТАЛ КУЛЬТУРНОГО НАСЛЕДИЯ РОССИИ