Официальный сайт Министерства культуры Республики Тыва » Новости » В селе Шуй Бай-Тайгинского кожууна откроют мемориальную доску с именем тувинского композитора Хуреш-оола Дамба

В селе Шуй Бай-Тайгинского кожууна откроют мемориальную доску с именем тувинского композитора Хуреш-оола Дамба

Написал admin2
//
23 сентября 2016
//
//

В селе Шуй Бай-Тайгинского кожууна откроют мемориальную доску с именем тувинского композитора Хуреш-оола ДамбаПамятная доска будет установлена 24 сентября 2016 года на стене дома, где жил выдающийся деятель культуры Тувы

Хуреш-оол Кара-Салович Дамба родился 20 июля 1943 года в большой семье арата в селе Шуй Бай-Тайгинского кожууна. Пели и играли на народных инструментах мать, отец и семеро детей. В школе будущий композитор заинтересовался баяном, захотел выучиться на музыканта.

После окончания десяти классов, в 18 лет, Хуреш-оол поехал в Кызыл. Всю дорогу он повторял первую, пока что единственную, сочинённую им песню «Соловей» на собственные слова, боялся забыть. В музыкальном училище, только что открытом его дядей Алексеем Чыргал-оолом, юноша нашёл понимание и поддержку. Учился ревностно, но трудно. Сочинял, в основном, песни, но есть и первая фортепьянная пьеса – «Тувинский танец». Учителями его были Алексей Чыргал-оол, Ростислав Кенденбиль, С.М. Крымский.

В 1965 году Дамба поступил на подготовительное отделение Новосибирской консерватории в класс А.Ф. Яковлева, а в 1967 году стал студентом первого курса теоретико-композиторского факультета, занимаясь в дальнейшем в классе профессора Г.Н. Иванова. Упорные занятия, насыщенная серьёзной музыкой жизнь большого города помогли молодому композитору определиться в музыкальном мире. Представитель второго поколения композиторов Тувы, он продолжил и развил творческие традиции своих учителей, стремясь обогатить их новыми достижениями в музыкальном языке. Его привлекали современные, динамичные образы, острые сочетания звуков в аккордах, необычные комбинации оркестровых тембров и регистров, своеобразное, своё отношение к фольклору.

В формировании молодого композитора Хуреш-оола Дамба в эти годы огромное значение имели не только занятия в консерватории, но и приобщение к музыкальной культуре и художественной атмосфере большого города. Упорнейший труд позволил начинающему композитору сделать в консерваторские годы большой скачок в общем и в музыкальном образовании, в овладении основами композиторского мастерства: «Три тувинских танца» - фортепьянная сюита, фортепьянная соната – первая в тувинской профессиональной музыке. В струнном квартете композитор использовал народные мелодии: первая часть «Конгургай» - моторного характера, вторая часть «Самагалтай» – вариации, третья часть – «Буура» – «Верблюжий утёс».

На старших курсах его внимание почти целиком переключилось в сферу оркестровой, симфонической музыки. В 1971 году был написан необычный концерт для четырёх литавр, клавесина (челесты или фортепиано) и струнного оркестра, прозвучавший в одном из концертов. Выбор столь непривычных солирующих инструментов композитор объяснял следующим образом: «Мне не пришлось наблюдать камлание настоящего шамана. Зато я не раз видел шаманское «действо» на сцене в исполнении артистов. Бубен в их руках звучал очень разнообразно. И свои впечатления мне захотелось выразить в музыке».

Дипломной работой при окончании консерватории стала программная симфоническая поэма «Моя Тува», основанная как на фольклорном, так и на собственном авторском тематическом материале и прозвучавшая с успехом в Новосибирском симфоническом оркестра под управлением А. Каца.

По возвращении в Туву в течение ряда лет Хуреш-оол Дамба работал преподавателем Кызылского училища искусств, а затем – в педагогическом институте и Республиканской школе искусств. Как и в годы обучения в консерватории, композитор продолжает писать музыку в самых различных жанрах. Одним из центральных становится песня – сольная и хоровая. Всего в этой области творчества им создано более двухсот произведений, многие стали широко известными и популярными в республике. Была продолжена работа и в симфонических жанрах. Её результаты – две оркестровые сюиты, концерт для флейты с оркестром, концерт для оркестра. В области камерно-инструментальной музыки Дамба не только сохранял интерес к сочинениям для фортепьяно (циклы фортепьянных миниатюр, сонатина), обращается к другим инструментальным составам: пишет пьесы для виолончели и фортепьяно, для скрипки и фортепьяно, для квинтета баянистов.

В 1973 году Хуреш-оол Кара-Салович Дамба был принят в члены Союза композиторов РСФСР, а с 1978 года, когда был образован СК Тувы, избирался на должность ответственного секретаря Союза композиторов Тувы.

В 1970-80-е годы композитор впервые серьёзно работал в сфере хоровой и кантатно-ораториальной музыки. Он создал две хоровые сюиты, основанные на фольклорном материале «Декей-оо», и «Тувинские народные песни», «Поэму о Ленине» для чтеца, смешанного хора и фортепьяно, кантату «Слава коммунистической партии» для чтеца, смешанного хора и симфонического оркестра на слова С. Молдурга, Ю. Кюнзегеша и С. Пюрбю.

К этим же годам относится работа Дамба в театре и кино: музыка к художественному фильму «Танец орла» и музыка к детскому спектаклю «Волшебная стрела» по пьесе Е. Тановой. В 1978 году на открытие в Туве Союза композиторов Хуреш-оол Дамба написал прекрасный концерт для флейты с оркестром, который был наиболее исполняемым произведением (из крупных жанров) композитора при его жизни. Характер музыки радостный, динамичный, активный. Диатонические темы в игривом «капризном» ритме и мажоро-минорные мерцания делают этот концерт своеобразным. Каденция концерта небольшая, как и весь концерт, но виртуозная и разнообразная.

Хуреш-оол Кара-Салович Дамба ушел из жизни рано – не дожив немногим меньше месяца до 50-летнего юбилея. Жизнь композитора в последние его годы была сложной. Единственной наградой за годы творчества бесспорно выдающегося тувинского композитора стало звание лауреата премии Ленинского комсомола. Но память о нем живет вместе с его произведениями. По инициативе потомков композитора на доме №38 по улице Кудурукпай в селе Шуй, в котором проживал Хуреш-оол Кара-Салович Дамба, будет установлена мемориальная доска с его именем.

 

 

Список основных произведений Х. К. Дамба

Симфонические произведения.

Симфоническая поэма «Моя Тува»,

Концерт для четырёх литавр, челесты и камерного оркестра.

Оркестровая сюита 1

Оркестровая сюита 2

Концерт для флейты с оркестром,

Концерт для симфонического оркестра.

 

Камерно-инструментальные произведения:

"Три тувинских танца” для фортепьяно

Фортепианная сюита, Соната для фортепьяно

Пьесы для фортепьяно, виолончели и фортепьяно, скрипки и фортепьяно

Пьесы для квинтета баянистов

Струнный квартет

 

Хоровые и кантатно-ораториальные жанры.

Хоровая сюита 1 "Декей-оо”

Хоровая сюита 2 "Тувинские народные песни”

"Поэма о Ленине” для чтеца, смешанного хора и фортепьяно

Кантата "Слава коммунистической партии” для чтеца, хора и симфонического оркестра на сл. С. Молдурга, Ю. Кюнзегеша, С. Пюрбе.

 

Музыка в кино и театральная

Музыка к художественному фильму «Танец орла»

Музыка к детскому спектаклю «Волшебная стрела» по пьесе Е. Тановой.

 

Песни и романсы / более 200 /.


Комментариев пока еще нет. Вы можете стать первым!

Добавить комментарий!


ОФИЦИАЛЬНЫЙ ПОРТАЛ РЕСПУБЛИКИ ТЫВА ВЕРХОВНЫЙ ХУРАЛ (ПАРЛАМЕНТ) РЕСПУБЛИКИ ТЫВА ГОССЛУЖБА РЕЗУЛЬТАТЫ НЕЗАВИСИМОЙ ОЦЕНКИ
МИНИСТЕРСТВО КУЛЬТУРЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ГОД Экологии ОФИЦИАЛЬНЫЙ САЙТ ФЦП КУЛЬТУРА РОССИИ (2012-2018 ГОДЫ)
ПОРТАЛ ОТКРЫТЫХ ДАННЫХ РЕСПУБЛИКИ ТЫВА ПОРТАЛ ГОСУДАРСТВЕННЫХ УСЛУГ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПРАВОВОЙ ПОРТАЛ В СФЕРЕ КУЛЬТУРЫ
ОФИЦИАЛЬНЫЙ САЙТ ПРАВИТЕЛЬСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПОРТАЛ КУЛЬТУРНОГО НАСЛЕДИЯ РОССИИ