Официальный сайт Министерства культуры Республики Тыва » Новости » Хуун-Хур-Ту: Разве голос может убить человека?

Хуун-Хур-Ту: Разве голос может убить человека?

Написал admin2
//
25 февраля 2015
//
//

Легендарный тувинский квартет «Хуун-Хуур-Ту» впервые выступил в Красноярске. Музыка Тувы — это традиции древних кочевников, шаманизм, красота непостижимой тувинской природы.

А хоомей — традиционное горловое пение — обладает настолько сильной энергетикой, что многие люди после концерта признаются, что испытали чувство подлинного очищения. Исполнитель горлового пения — хоомейжи — извлекает сразу две ноты одновременно: основной тон и обертон. Так получается двухголосное соло. Этот вид искусства характерен лишь для некоторых народов Саяно-Алтайского региона — тувинцев, алтайцев, монголов...

«Хуун Хуур Ту», давший единственный концерт в студии «Серебряного дождя», — сейчас самая известная за рубежом российская группа. C 1993 года музыканты гастролируют по странам Европы и Америки, выпустили 15 дисков.

Многие выдающиеся западные музыканты различных выражали желание сотрудничать с «Хуун Хуур Ту». Это Фрэнк Заппа (Frank Zappa), The Chieftains, Джонни «Гитар» Уотсон (Johni «Guitar» Watson) и Л. Шанкар (L. Shankar), Кронос Квартет (Kronos Quartet) — элита современного камерного авангарда. Коллектив был номинантом премии World Music Awards, а New York Times назвала их «музыкальным чудом».

Нынешний состав группы: Кайгал-оол Ховалыг, Алексей Сарыглар, Саян Бапа и Радик Тюлюш. С участником группы прошлых лет — Анатолием Кууларом — в Туве простились совсем недавно.

Перед концертом музыканты, в частности Саян Бапа, ответили на вопросы журналистов.

— Мы с вами ближайшие соседи, а это первое ваше выступление в Красноярске, уже после мирового признания. А в каких сибирских городах вы еще бывали?

— В Омске, Улан-Уде, Абакане, несколько раз на фестивале в Шушенском.

— Сколько времени вы проводите на гастролях?

— 50 на 50: месяц на гастролях — месяц дома. Всегда возвращаемся домой между гастролями, выезжаем ли мы из Америки в Европу или в Китай — в Туву заезжаем обязательно.

— Вам нужно побывать на родине, чтобы обрести вдохновение? Или вы «носите» образ родины с собой?

— Родная земля нам просто необходима, и без образа никак. Поэтому мы и закрываем газа, когда играем. Мы всегда поем о Туве, она постоянно с нами.

— Когда поете, что представляете?

— Те места, откуда мы родом. Мы все с запада Тувы — это священные для нас, красивейшие места. Вспоминаем свою малую родину, места, где бывали, — ведь мы объездили всю Туву. Каждая песня несет в себе какую-то ее частицу.

— Каково содержание ваших песен?

— Они в основном о родине. Ученые говорят, что наша музыка «ландшафтная», так оно и есть, в принципе. И конечно, наша музыка — о человеческой жизни, о любви, смерти.

— Влияет ли шаманизм на вашу музыку?

- Влияет постольку, поскольку мы все-таки родом из Тувы и имеем о нем представления. Но сказать, что мы сами шаманы — такого нет. Мы просто играем музыку, которую народ сочинял веками.

— Как изменилась Тува со времени вашего детства? Что теперь с теми местами, где вы родились, выросли?

— Все сложнее некуда. Все деревни бегут в единственный большой город — Кызыл. Есть в республике проекты, которые помогают сдерживать этот процесс, сохранять традиционный образ жизни кочевников. Но работы в деревнях, по большому счету, сейчас нет, потому и уезжают.

— В вашей музыке отражается этот конфликт?

— Нет. Мы поем древние народные песни, стараемся абстрагироваться от современности, уйти в ту жизнь, в которой эта музыка была создана.

— Много песен у вас в репертуаре?

— Сложно сказать по цифрам, мы как-то не считали. «Костяк» — это примерно 20–30 песен. Мы их собирали, еще когда были живы наши старики. Часть материалов сохранились еще с дореволюционного времени. Но есть и те песни, которые мы услышали от людей сравнительно недавно.

— Вы играете только на народных инструментах?

— Мы используем не только народные инструменты, но и, например, гитару, но опять же в своем прочтении — гитара у нас совершенно по-особому звучит.

— Что означает название вашей группы?

— «Хуун» — по-нашему «солнце». «Хуур ту» — «лучи солнца». Солнцеворот, если быть точнее, такое явление можно наблюдать через облака.

— Традиционные инструменты, на которых вы играете, — это какие? И есть ли у них русские аналоги?

— Игиль, бызанчи, дошпулуур, хомус, тунгур, курай, топшуур, шоор и другие. Русские аналоги — это балалайка, флейта. Инструменты все разные. Смычковых русских я таких не знаю.

— В России давно уже массово не играют на балалайках — наверное, как и в Туве на народных инструментах? По-вашему, какова перспектива сохранения народных музыкальных традиций? Верно ли, что сейчас они живут лишь благодаря таким группам, как ваша?

— Тувинцы — народ музыкальный и поющий. Но талантов много не бывает. Если музыка до сих пор живет, то потому, что это именно народное искусство. Когда-то в молодости мы ей заинтересовались, но и сейчас ничего не потеряно. Наоборот, сегодня наблюдается подъем в этом смысле: поющих и играющих людей стало больше. Есть мастера вроде балалаечника Архиповского, благодаря которым такая музыка не умрет. Настоящую русскую музыку играют Сережа Старостин, Инна Желанная — много таких людей по всей России.

— Какие гастроли у вас были самыми запоминающимися и почему?

— Мы везде выступали (смеются). И в Кремле, и перед королевой в Букингемском дворце. Для нас, как музыкантов, понимаете, что важно... Мы с молодости занимались разнообразными жанрами: и классикой, и джазом. И были под впечатлением от Френка Заппы, который, услышав нас, сказал: ребята, послушайте, это достойно. Было очень приятно. И это до сих пор на нас отражается, потому что, куда бы мы ни ездили, мы встречаем своих друзей с Запада. Масса известнейших музыкантов, к которым благодаря Френку Заппе мы приблизились, приходят к нам на концерты. Это дает, конечно, незабываемые ощущения, когда вот так встречаешься с интересными людьми. А так, в общем-то, города, веси — все это уходит, стирается из памяти.

— А с группами из Монголии, Бурятии вы поддерживаете какие-то отношения?

— У нас хорошие контакты с внутренней Монголией — больше, чем с нашей советской Монголией. Благодаря тесному сотрудничеству с внутренним монголам мы сейчас много путешествуем по Китаю. Буряты нас приглашают на свои фестивали, в частности в Улан-Уде, алтайцы также, хакасы.

— Скажите, как нужно готовить голосовые связки для горлового пения? Может быть, есть какие-то запреты, ограничения? 

— Голос — тонкий инструмент; и он разрушается, если его насиловать физически или питьем, например, газировки. Мы пьем чай: кто любит соленый, кто простой. Кто-то воду предпочитает, для связок это нормально.

— Когда вы начали заниматься горловым пением? Этому учат?

— Начали в детстве и юности. В полном смысле учебой этой не назовешь — скорее, это подражание тем, кто умеет, вернее желание подражать старшим мужчинам. Мужчина курит — и ты возьмешь покуришь (улыбается). А потом, естественно, кто хочет, продолжает и дальше. Да и сейчас у нас пастухи, просто ребята-шофера — они поют.

— Но ведь вы подражаете не только людям, но и птицам, животным?

— И это тоже.

— Существует мнение, что организм у хоомейжи быстро изнашивается. Это правда?

— Что изнашивается в самую последнюю очередь у любого музыканта — так это голос. Рей Чарльз пел до глубокой старости. Или взять Образцову, Магомаева... Единственное, что остается у человека молодым, — это голос, он не меняется. И как он может убить человека? Естественно, есть некоторая «изнашиваемость», но не в том виде, как многие представляют. Это надо ежедневно дуть и дуть, чтобы просто убить себя, поэтому на ваш вопрос категорически скажем «нет». Мы проводили вон сколько стариков — у них до старости крепкие голоса, крепкий дух. С годами только крепче, сочнее, мудрее становятся.  

Записала Ирина Егорова

1line.info, tuva.asia

 

 

 

 

 


 

Комментариев пока еще нет. Вы можете стать первым!

Добавить комментарий!


ОФИЦИАЛЬНЫЙ ПОРТАЛ РЕСПУБЛИКИ ТЫВА ВЕРХОВНЫЙ ХУРАЛ (ПАРЛАМЕНТ) РЕСПУБЛИКИ ТЫВА ГОССЛУЖБА РЕЗУЛЬТАТЫ НЕЗАВИСИМОЙ ОЦЕНКИ
МИНИСТЕРСТВО КУЛЬТУРЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ГОД Экологии ОФИЦИАЛЬНЫЙ САЙТ ФЦП КУЛЬТУРА РОССИИ (2012-2018 ГОДЫ)
ПОРТАЛ ОТКРЫТЫХ ДАННЫХ РЕСПУБЛИКИ ТЫВА ПОРТАЛ ГОСУДАРСТВЕННЫХ УСЛУГ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПРАВОВОЙ ПОРТАЛ В СФЕРЕ КУЛЬТУРЫ
ОФИЦИАЛЬНЫЙ САЙТ ПРАВИТЕЛЬСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПОРТАЛ КУЛЬТУРНОГО НАСЛЕДИЯ РОССИИ